1957 - 1958 гг. Трудное возвращение на Родину
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
Вспоминая эти непростые для чеченцев и ингушей времена, В.Ф. Русин писал: «С первых же минут, как только их нога ступала на родную землю, у них начинались проблемы. В республике ничего не было сделано для того, чтобы организованно принять возвращающееся население. Отношение к нему было откровенно недружелюбное» .
Люди стали возвращаться в родные места, к могилам своих предков, к своим святыням (зияртам), многие из которых были осквернены безжалостными варварами. Наиболее удачливые нашли свои дома пустующими, и с радостью принялись за их обустройство, иным же пришлось выкупать их у новых хозяев или строить невдалеке другое жилище.
Но сам процесс репатриации депортированных народов на Северный Кавказ проходил весьма драматично. Он сопровождался целой серией межэтнических конфликтов, хотя возвращение некоторых народов проходило мирно и без особых эксцессов. Это касалось, например, балкарцев. Их на родной земле встретили приветливо, и это объяснялось тем, что местные органы власти проводили соответствующую работу с населением, заселившим территории выбывших спецпоселенцев. По иному сценарию проходило возвращение карачаевцев. Они, в основном, пытались поселиться в те районы, где проживали до 1943 года, что вызывало конфликты с русскими и грузинскими переселенцами, размещенными на их землях. Не совсем мирно происходило возвращение калмыцкого народа. В 1957 и в 1959 гг. в г. Элиста произошло два крупных столкновения между русской и калмыцкой молодежью, закончившиеся поножовщиной
Но сложнее всего происходило возвращение чеченцев и ингушей. Жители тогдашней Грозненской области, Дагестанской и Северо-Осетинской АССР восприняли это событие в основном негативно. Примечательно, что население, которое проживало на территории восстанавливаемой республики с незапамятных времен, с пониманием восприняло решение государства о реабилитации депортированных народов и возвращение их на свою родную землю. Даже большинство жителей станиц Наурского, Шелковского и Каргалинского районов, которые ранее никогда не входили в состав Чечено-Ингушской АССР, чисто человеческим вниманием и трогательной заботой пытались облегчить участь новых поселенцев из числа возвратившихся из сталинской ссылки. «Мы встречаем вас, как братьев, - говорил, обращаясь к чеченцам, прибывшим в станицу Курдюковскую Шелковского района, колхозник Ф.М. Абидин. - Будем жить и работать дружно и сообща добиваться новых трудовых успехов на благо любимой Родины». В Назрановском районе крестьяне -осетины, ингуши, аварцы - совместно организовали колхоз и избрали его председателем участника Великой Отечественной войны, ингуша Дзортова М..
Но пришлое население, занявшее дома и земли депортированных чеченцев и ингушей, враждебно встретило вернувшихся. Характерны их высказывания: «Вам придется уезжать отсюда». Первые партии чеченцев и ингушей прибывали небольшими группами по 10-15 человек. Но встречали неприветливо: им отказывали в прописке, не брали на работу. Однако это людей не останавливало.
(Из книги "М. Ибрагимов. Чеченцы: выселение, выживание, возвращение (1940-1950 - е годы)" Грозный 2015 г. с.236-238)
Источник: ИА "Чеченинфо"
0 Комментариев