Н. П. Гриценко: О «большой шайке» абрека Зелимхана
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
В некоторых документах и опубликованных статьях говорится о «большой шайке» Зелимхана. Ее у Зелимхана никогда не было. Он собирал своих сподвижников на задуманное дело на 2—3 дня, а затем снова их распускал. Никогда он не открывал своих дальнейших планов, был всегда осторожен и этим только спасал себя.
Многочисленные жандармские агенты сообщали противоречивые сведения о местонахождении Зелимхана. Его сторонники в свою очередь распускали о нем ложные слухи. 18 июня 1911 года бакинская сыскная полиция сообщала петровскому полицеймейстеру: «По имеющимся сведениям 16-го сего июня через Баку в Петровск проездом из Ленкорани проследовал известный разбойник Зелимхан. Зелимхан был в Персии, где закупал патроны, и теперь намерен совершить в Петровске ограбление казначейства» (ЦГА Северо-Осетинской АССР.ф. 20, оп. 1, д. 3294, л. 26)
Пленение инженера путей сообщения Ючицкого обещало Зелимхану богатый выкуп или обмен на его семью. В связи с этим 15 сентября 1911 года на Малом Керкетском перевале произошла перестрелка между абреками и солдатами, в результате чего было убито 13 солдат и чиновников. Погиб также двоюродный брат Зелимхана, юноша 16 лет ( «Терские ведомости», 1911, 20 сентября; ЦГА Северо-Осетинской АССР, ф. 20, оп. 1, д. 3294, л. 62; В. Казачковский).
15 октября властям стало известно, что Зелимхан в следующую ночь должен ночевать в двух верстах от Грозного, в Старосунженском ауле у родственника. На второй день в Грозном открывалась ярмарка, на которую обычно съезжались тысячи людей. В ночь на 16 октября аул был окружен казаками, двумя ротами пехоты и отрядом конницы. Была оцеплена и сакля, где находился Зелимхан. Убив-офицера и солдата, Зелимхан бросился с крутого обрыва в реку Сунжу и скрылся (См. ЦГА Северо-Осетинской АССР, ф. 106, д. 36, л. 114; В. Казач конский. Цит. соч., стр. 119—122).
Узнав об этом, наместник Кавказа распорядился в большие чеченские селения назначить правительственных старшин, уничтожить хуторские поселения, поставить войска на экзекуцию в Грозненском и Веденском округах, на содержание которых собрать с населения 100 тысяч рублей. Кроме того, было приказано выслать за пределы Кавказа 7 шейхов и взорвать несколько домов в Старосунженском ауле (ЦГА Северо-Осетинской АССР, ф. 20, оп. 1, д. 3974, л. 76; В. Казачковский. Цит. соч., стр. 122).
С каждым годом все труднее и труднее приходилось бороться Зелимхану и его абрекам. Усиливаются репрессии, создаются новые воинские команды для их поисков.
Источник: Извл. из "Гриценко Н. П. Классовая и антиколониальная борьба крестьян Чечено-Ингушетии на рубеже XIX—XX веков". Грозный: Чечено-ингушское книжное издательство, 1971. - 110 с.
0 Комментариев