Несколько деталей нападения отряда Зелимхана на Кизлярское казначейство
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
Зелимхан получил оскорбительное письмо от Вербицкого и в отместку за расстрел чеченцев на гудермесском базаре, за разорение ингушского селения Цорх решил убить его. Его отговорили от выполнения этого намерения. Тогда Зелимхан решил ограбить Кизлярское казначейство, а заодно осрамить Вербицкого. И снова об этом Зелимхан предупредил своего противника. .Готовясь к походу на Кизляр, Зелимхан создал два отряда — один в селении Новые Атаги под руководством Аюба Томаева, а второй в Назрановском округе во главе со знаменитым ингушским абреком Саламбеком Гороводжиевым.
Уроженец селения Старые Атаги Аюб Томаев был одним из отважных абреков и приближенных Зелимхана. В свое время Аюб был сослан в Сибирь на поселение, но бежал оттуда в родную Чечню. Начальник Терской области Колюбякин за укрывательство абрека Аюба наложил на крестьян Старых Атагов штраф в 3 тысячи рублей. Томаева снова поймали, сослали в Сибирь, но он через несколько месяцев опять появился в Грозненском округе, где встретился с другом Зелимхана — абреком из селения Хадыс-Юрт Абубакаром Хасуевым. Крестьян Старых Атагов снова заставили уплатить штраф б тысяч рублей на поимку Аюба. Но тот был неуловим. Вскоре он присоединился к Зелимхану и «стал его правой рукой».
Замечательной личностью был другой сподвижник Зелимхана — Сосланбек (в народе его называли Саламбеком) из ингушского селения Сагопши. О нем писали: «С именем Саламбека связаны самые дерзкие разбои Зелимхана; в то время как Зелимхан одухотворял шайку своей религиозно-политической популярностью, Саламбек производил на шайку магическое действие своей неустрашимостью, своей безумной отвагой» ( ЦГА Северо-Осетинской АССР, ф. 12, оп. 8, д. 374, л. 156.).
При нападении на Кизлярское казначейство в отряде Зелимхана находился терский казак Орлов, бежавший из станицы к ингушам, где принял мусульманство и женился на горянке. В отряде Зелимхана было по одним данным 30, по другим 60 человек.
О том, что Зелимхан готовился напасть на Кизлярское казначейство, Вербицкий узнал еще за 6 дней до ограбления. Начальник Грозненского округа Стрижов также позвонил Вербицкому об опасности, но последний ответил: «Меры приняты»3. 27 марта 1910 года среди белого дня Зелимхан занял казначейство, взял там 5 тысяч рублей медью и без потерь скрылся (В. Казачковский. Цит. соч., стр. 108.). Вербицкого и участкового начальника Абдул-Кадырова отдали под суд.
Источник: Извл. из "Гриценко Н. П. Классовая и антиколониальная борьба крестьян Чечено-Ингушетии на рубеже XIX—XX веков". Грозный: Чечено-ингушское книжное издательство, 1971. - 110 с.
Post scriptum. Куда "ушли" деньги Кизлярского банка (из воспоминаний внука одного из участников нападения). Всего абреками в банке было взято восемнадцать тысяч рублей. Из них одиннадцать тысяч рублей отдали одиннадцати участвовавшим в деле по одной тысяче рублей каждому. Семь тысяч рублей решено было раздать сиротам, вдовам, одиноким женщинам, старикам, оставшимся без кормильцев, на устройство дорог и водопроводов. Из нашей тысячи восемьсот рублей раздали в нашем ауле по списку, составленному мной и Дадой, как милостыню за упокой души нашей бабушки - матери нашего отца. В Старых Атагах раздали еще тысячу двести рублей. Оставшиеся пять тысяч рублей абреки спрятали у нас. Эти деньги тоже были розданы до наступления весны остронуждающимся. Предварительно в течение двух месяцев они сами составили списки с указанием имен получателей и имен их отцов, названиям аулов и выделенной суммы.
0 Комментариев