Несколько штрихов к событиям в Ассинском ущелье Ингушетии в 1910 году
ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:
|
25 сентября 1910 года на поимку Зелимхана послали в горы сотни солдат и казаков под командованием начальника Назрановского округа князя Андронникова, но абрека не нашли.<...>
«Все три экспедиции, — сознавалось потом начальство, — бывшие в Ассинском ущелье в разных его частях в 1909 и 1910 годах, закончились для нас неуспешно... а для Зелимхана очень даже успешно. Хотя мы и знаем, что Зелимхан обычный разбойник на Кавказе, но вне Кавказа и в особенности в печати нашей и иностранной приобрел известность, за ним, надо полагать, зорко следят, с чем следует считаться и нам» (ЦГА Северо-Осетинской АССР, ф. 12, оп. 8, д. 376, л. 87).
Большие потери несли царские войска. Озлобленные чиновники и офицеры усиливают репрессии. Осенью 1910 года была арестована семья Зелимхана (жена и четверо малолетних детей) и отправлена во владикавказокую тюрьму, а потом в сибирскую ссылку2. Чечня и Ингушетия были наводнены войсками. Только на хуторах Галдшки, Даттых, Алкун, Мужичи Назрановского округа в 1910 году стояли три сотни солдат Дагестанского полка (См. там же, ф. 12, оп. 8, д. 374, л. 233.).
Специальная команда ловила Сосланбека Гороводжиева. После пятимесячных поисков и погонь в ноябре 1910 года он попал в тюрьму. Зная, что ему осталось недолго жить, он просил начальника области, чтобы его расстреляли. Генерал Михеев своего слова не сдержал — повесил Сослацбека (там же, л. 176; д. 375, лл. 1—2, 26).
Осенью 1910 года для борьбы с абреками снова организуется большой военный отряд во главе с полковником Моргания. Для более успешной борьбы с абреками он предложил сделать отряд легким, подвижным и выносливым, придать ему два горных орудия для устрашения не только абреков, но и населения. Просьба была удовлетворена — у полковника появилось 2 сотни пластунов и 2 пушки. По указанию Моргания, саперная команда прошлась по Ассинскому ущелью, уничтожая башни, построенные предками горцев (См. там же, д. 375, лл. 58—59).
Зимой 1911 года обстановка настолько накалилась, что царские войска вынуждены были рассредоточиться на огромной территории. величиваются гарнизоны в Ведено, Воздвиженской, создаются новые военные посты, усилилась охрана железной дороги. От военных постоев стонало население. Даже казаки станицы Слепцовской просили атамана Сунженского отдела избавить их от штаб-квартиры военного отряда, «так как пребывание воинских частей в этой станице ложится тяжелым бременем на население». Крестьяне селения Старые Атаги с иронией писали:
Источник: "Гриценко Н. П. Классовая и антиколониальная борьба крестьян Чечено-Ингушетии на рубеже XIX—XX веков"
0 Комментариев