Главная > Проза > Сайф Аллах ал-Курахи - поэт, воспевший абрека Зелимхана

Сайф Аллах ал-Курахи - поэт, воспевший абрека Зелимхана


3.-02.-2024, 09:59. Разместил: abrek
Сайф Аллах б. Чабан ал-Курахи (1895–1915) родился в сел. Курах Кюринского округа Дагестанской области (лезг.: Кьурагь, ныне административный центр Курахского района и муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Курахский») в семье беднейшего крестьянина. Отца звали Чабан, но чабаном (пастухом) он не был. Женился он два раза. У первой жены Чабана родился сын ал-Хаджжи Мурад. У ал-Хаджжи Мурада были два сына — Хабиб Алллах и Буга — и дочь Фатимат. После смерти первой жены Чабан взял вторую жену Фатиму из сел. Кумук (лезг. Кумухъ, ныне село в Курахском районе). У них родилось трое детей: Фейзи (ум. 1946), Сайф Аллах и Шекер-ханум.

Учился в медресе. Приспособил арабский алфавит к родному языку для записей своих произведений. Наряду с лезгинским поэтом Сулейманом Стальским (1869-1937) был представителем бедноты в дореволюционной лезгинской литературе. Рассказывают, что свои стихи он пел под собственный аккомпанемент, играя на чунгуре (дагестанский саз). Находясь под сильным влиянием ислама, зачастую облекал свой протест в религиозную форму. В русском переводе имеются два стихотворения — «Зелимхан» и «Судьи». Скончался Сайф Аллах ал-Курахи от воспаления лёгких в 1915 году, так и не успев жениться. В 1935 году в г. Москва в Гослитиздате вышла книга «Поэзия горцев Кавказа», куда вошло стихотворение Сайф Аллаха ал-Курахи — «Судьи». В многотомной «Литературной энциклопедии», изданной в 1929–1939 гг. под редакцией публициста А.В. Луначарского (1875–1933), представлена краткая информация дагестанского литературоведа Г.А. Гаджибекова (1902–1941), который пишет следующее:

«Сейфулла Курахский (1895–1915) — лезгинский поэт. Родился в селении Курах ДАССР в семье беднейшего крестьянина. Научившись в коранской школе арабскому алфавиту, он приспособил последний к родному языку для записей своих произведений. Наряду с Сулейманом Стальским Сейфулла Курахский был представителем бедноты в дореволюционной лезгинской литературе. Находясь под сильным влиянием ислама, Сейфулла Курахский зачастую облекал свой протест в религиозную форму. В русском переводе имеются два стихотворения — «Зелимхан» («Дагестанская антология», ГИХЛ, 1934) и «Судьи» («Поэзия горцев Кавказа», Гослитиздат, 1935)».

Литературовед Гаджибек Гаджибеков (репрессирован в 1937 году, погиб в лагере в драке с уголовниками 5 января 1941 г.) в своих статьях «Народное творчество и письменность» и «Первая конференция лезгинских поэтов», наряду с такими именами, как Етим Эмин ал-Йалцугви (1838–1884) из сел. Ялцуг, Шайда, Салих ал-Йараги (XVII в.) из сел. Винни-Яраг, Султан, Малла Нури ал-Ахти (1835–1913), ал-Хаджжи ал-Ахти, Курбан Хпеджви (1872–1944) из сел. Хпедж (лезг. Хпеж, ныне Курахский район Дагестана) и Сулейман Стальский (ум. 1937) из сел. Ашага-Стал, называет имя Сайф Аллаха ал-Курахи (ум. 1915). Обе эти статьи переизданы в книге Г.А. Гаджибекова «Творческое наследие», составленной дагестанским профессором Г.Г. Гашаровым (род. 1937).

В своей работе, Народный поэт Дагестана А.М. Кардашов (род. 1961) подмечает, что в «Дагестанской антологии» перед стихотворением «Зелимхан» автор указан как «Сейфулла, сын Чабана». Под именем в скобках отмечено: «Биографических данных собрать не удалось». В заключительной строфе переводчик, следуя традиции лезгинской поэзии, сохранил имя автора: «Сейфулла Курахский сложил всё это…». Датой написания стихотворения указан 1911 год. Ниже приведён перевод на русский язык стихотворения «Зелимхан» о чеченском абреке Зелимхане Гушмазукаеве (1872–1913).

Сменил ты Амиля, боец родимый.
Помогай, Аллах, нам, войны владыка!
Души забирающий у гяуров,
Приносящий слабейшим братьям,
Над тобою коршун кружится хмурый.

Помогай, Аллах, нам своим заклятьем!
Ты родился львёнком в ночном тумане,
В этот час со стенок винтовки сняли
Злые и голодные мусульмане.
Помогай, Аллах, нам, водитель стали!

Шайх ‘Али-хаджжи врагами схвачен,
Он из-за тебя принимает кару.
Русские с равнины уходят с плачем.
Помогай, Аллах, нам огнём пожара!
Шайхов изловила гяуров свора.

Знамя газавата над каждым домом.
Время наступило — и вспыхнул порох.
Помогай, Аллах, нам дождём и громом!..
Ну, так подымись же в Гуниб старинный,
Сядь взамен имама среди аула…

В 1907–1913 гг. в Дагестане, особенно в южной его части, большого размаха достигло аграрное движение, носившее антиколониальный и освободительный характер. Эти «аграрные беспорядки» были жестоко подавлены военной силой. Власти пытались подорвать влияние мусульманского духовенства на население. В соседней Чечне аграрное движение вылилось в настоящую войну. Из восставших особую известность на Кавказе получает предводитель крестьян Зелимхан Гушмузукаев (ум. 1913). Для его поимки власти задействовали специальные карательные отряды. О подвигах Зелимхана слагались геройские песни не только среди чеченцев, но и среди осетин и дагестанцев. Дагестанский прозаик Э.М. Капиев (1909–1944) в книге «Резьба по камню» (1940), составленной из собственных переводов дагестанских горских песен, в комментарии к песне о Зелимхане пишет:

«Абречество, развившееся как вид партизанской борьбы с царскими властями, естественно, встречало горячую симпатию и отклик среди бедняцкой части горского населения. Яркой фигурой, известной далеко за пределами Кавказа, являлся в своё время абрек Зелимхан, столь долго и удачливо оперировавший в горах Чечни и Дагестана. Песни о нём повествуют о его многочисленных победах над офицерами, помещиками и кулачеством. Образ его наделялся высокими романтическими чертами».


Неудивительно, что лезгинский поэт Сайф Аллах ал-Курахи посвятил своё стихотворение «благородному абреку», ставшему последней надеждой и опорой обездоленных народных масс, которым надоел жестокий гнёт царизма. Сайф Аллах воспевает победы Зелимхана над «гяурами», представляя его как представителя газавата («Сабля газавата — вот путь к победам»). Автора стихотворения, видимо, глубоко задевает целеустремлённая политика власти, выражавшаяся в те годы в насильственном отрыве горцев от векового культурно-исторического наследия, связанного с арабским языком и восточной культурой. Описываемым событиям поэт придаёт яркую религиозную окраску, что свидетельствует о его глубокой набожности.

В стихотворении «Зелимхан» упоминается некто «шайх ‘Али-хаджжи». Некоторые опрошенные респонденты А.М. Кардашова (род. 1961) идентифицировали этого шайха с ‘Али-хаджжи ал-Акуши (1847–1930) из сел. Акуша Даргинского округа (ныне сел. Акуши одноимённого района Дагестана). Но последний, как известно, вышел на историческую арену в 1919 году, когда в Дагестан пришли большевики. К тому же достоверных сведений об аресте ‘Али-хаджжи ал-Акуши нет (в декабре 1928 года он не был арестован ввиду его преклонного возраста, к тому времени ему уже исполнилось 80 лет).

В тоже время, односельчанин поэта говорил ещё об одном ‘Али — «уроженце села Гельхен Курахского района, глубоко религиозном человеке, владевшем арабским, тюркским и персидским языками, дожившем до 1980 года». Но доказательств, что именно он упомянут в стихотворениях Сайф Аллаха ал-Курахи, нет. Вопрос об идентификации ‘Али-хаджжи, представленном в сноске к его имени как «популярный когда-то шайх, вождь дагестанских повстанцев», остаётся открытым.

Увы, у нас нет возможности говорить о стихотворении «Судьи», вошедшем в «Поэзию горцев Кавказа» (1934), так как эта книга стала библиографической редкостью. Но два стихотворения религиозного содержания Сайф Аллаха ал-Курахи («О Аллах!», «Хизри-Ильяс»), обнаруженных А. Абдурахмановым в одном из мазаров (мавзолей, могила) в селе Курах, были представлены дагестанским читателям «Лезги газет». О наличии у Сайф Аллаха ал-Курахи стихотворения о соловье свидетельствует А.Ф. Назаревич. В своём комментарии к стихотворению «Соловей» Сулеймана Стальского в его книге «Сочинения» учёный пишет, что «о соловье писали предшественники Стальского — поэты Етим Эмин и Сейфулла».

Биографический справочник:
  • АЛ-АКУШИ, МАММАЛ ‘АЛИ-ХАДЖЖИ ’АБУ ТУРАБ ИБН МА‘АММА АД-ДАРГИ (1847–1930) — мусульманский богослов, накшбандийский шайх из сел. Акуша (Акушинский р-он), общественно-политический деятель и духовный лидер Дагестана начала ХХ века. Ученик суфийского шайха Илйас-хаджжи ал-Цудахари (ум. 1904). Последний около 1901 г. устно передал ‘Али-хаджжи разрешение-иджазу наставлять мюридов на тарикат, что означало быть шайхом-муршидом. В 1989 году решением Президиума Верховного Суда ДАССР шайх ‘Али-хаджжи и его близкое окружение было реабилитировано.
  • АЛ-АХТИ, АЛ-АХДИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Ахты (лезг.: Ахцагь, Ахцегь) Самурского округа (ныне Ахтынский р-он, Южный Дагестан). На лезгинском яз.: «Ахцагь». В арабском языке со времен средневековья утвердилось написание топонима как «Ахти».
  • АЛ-АХТИ, МАЛЛА НУРИ (1835–1913) — южнодагестанский богослов и поэт из сел. Ахты. Активный участник антицарского восстания 1877 года. Вначале отбывал ссылку в дербентской городской тюрьме, крепости Нарын-кала, а потом был выслан в ссылку за пределы Дагестана. Работал на нефтяных промыслах в г. Баку. Умер в родном селении.
  • АЛ-ЙАЛЦУГВИ, (ЕТИМ ЭМИН) МУХАММАД-ЭМИН Б. САВЗИХАН Б. ДЖАЛИЛ Б. САВЗИХАН Б. АБУКАР (БУКIА) АЛ-ЦИЛИНГВИ (1838–1884) — южнодагестанский поэт. Основоположник лезгинской письменной литературы. Писал на лезгинском, азербайджанском и арабском языках. Имел литературный тахаллус (псевдоним — араб. букв. «прибежище») «Етим» («Сирота»), который по мнению исследователя Ф.Р. Нагиева (род. 1951) никак не связан со смертью родителей (они умерли, когда Эмин был уже достаточно взрослым). Родился поэт по одним данным — в сел. Ялцуг, по другим — в сел. Цилинг.
  • АЛ-ЙАРАГИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к сел. Верхний Яраг (ныне Магарамкентский р-он, Южный Дагестан).
  • АЛ-ЙАРАГИ, САЛИХ (XVII в.) — дагестанский богослов и поэт из сел. Винни-Яраг. Был преподавателем медресе в сел. Винни-Яраг. Писал стихи на лезгинском, арабском и тюркских языках.
  • ГАДЖИБЕКОВ, ГАДЖИБЕК АХМЕДХАНОВИЧ (1902–1941) — лезгинский журналист, драматург, литературовед, критик. Автор лезгинского и табасаранского алфавитов на латинской графической основе.
  • ГАШАРОВ, ГАДЖИ ГУСЕЙНОВИЧ (род. 1937) — критик и литературовед. Родился в сел. Ахты Ахтынского района Дагестанской АССР. После окончания Ахтынской школы поступил на историко–филологический факультет Даггосуниверситета. Учился в аспирантуре Московского университета. Гашаров — кандидат филологических наук, работает профессором кафедры литературы народов Дагестана и Востока ДГУ. Г.Г. Гашаров — член Союза писателей СССР с 1980 года, член Правления Союза писателей РД.
  • ГУШМАЗУКАЕВ, ЗЕЛИМХАН (1872–1913) — известный чеченский абрек. Представитель тейпа Харачой.
  • КАРДАШОВ, АРБЕН МЕХЕДИНОВИЧ (род. 1961) — лезгинский, русский поэт, прозаик, драматург, переводчик. Заслуженный деятель искусств РД (2004), Народный поэт Дагестана (2016), член Союза писателей СССР (с 1991) и Союза журналистов России (с 1992). Литературный псевдоним «Арбен Кардаш».
  • КАПИЕВ, ЭФФЕНДИ МАНСУРОВИЧ (1909–1944) — дагестанский советский прозаик, литературовед, публицист, поэт, переводчик, писавший на русском, лакском и кумыкском языках.
  • АЛ-КУРАХИ — нисба указывающая на происхождение из сел. Курах (лезг.: Кьурагь, ныне административный центр Курахского района и муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Курахский»).
Географический справочник:
  • АХТЫ (лезг. Ахцагь, Ахцегь) — лезгинское село в Южном Дагестане, административный центр Ахтынского района и сельского поселения «Сельсовет Ахтынский». Один из главных историко-культурных центров Дагестана.
  • КУМУК (лезг. Кумухъ) — лезгинское село в Курахском районе Дагестана.
  • КУРАХ (лезг. Кьурагь) — лезгинское село в Дагестане, административный центр Курахского района и муниципального образования сельское поселение «Сельсовет Курахский».
  • ХПЕДЖ (лезг. Хпеж) — лезгинское село в Курахском Дагестана. Входит в состав сельского поселения Сельсовет «Шимихюрский».
  • ЯЛДЖУГЪ или ЯЛДЖУХ (лезг. Ялцуг, Ялцугь, Ялцугъар) — покинутое лезгинское село в Ахтынском районе Дагестана. Село Ялджух расположено в восточной части Ахтынского района, на склоне горы Сенгер (2345 м), одного из западных отрогов Шалбуздага, у ручья, впадающего слева в реку Магулах-чай, притока реки Ахты-чай. Ближайшие сёла — Балуджа, Храх, Лгапиркент. В тоже время на сегодня в Дагестане есть два села с одинаковыми названиями Ялцугъ (Ялцугъар), в Ахтынском и Сулейман-Стальском районах, а Ялджугъ — искаженный тюркизированный вариант названия Ялцугъ (Ялцуг).

Литература:
1. Кардаш А. Слово продолжается. — Махачкала: ГАУ, «Дагестанское книжное издательство», 2012. С. 138-146.
2. Поэт, остающийся в тени эпох [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9x90jL, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 25.06.2019). — Яз. рус.
3. Сейфулла Курахский [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9x8ZMK, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 25.06.2019). — Яз. рус.

Автор: Али Албанви
Вернуться назад