Главная > Институт абречества > Абреки и имидж

Абреки и имидж


4.-09.-2018, 15:45. Разместил: abrek
В конце Кавказской войны XIX века среди чеченцев появились абреки. Как поясняют исследователи, ими становились люди, совершившие преступления против общества, но в силу этических понятий горской демократии решившие защищать социальную справедливость. Ярким примером абрека был Зелимхан Харачоевский. Бунтари-одиночки, подобные ему, десятилетиями сопротивлялись царской и даже советской власти. Для чеченцев этот психологический тип значим и по сию пору.
Такие черты чеченцев, как неукротимость, храбрость, ловкость, выносливость, спокойствие в борьбе, давно признанные всеми, даже их врагами. Чеченец никогда не бьют своих детей, но не из особенной сентиментальности, а из страха сделать их трусами. При этом считается невероятным, чтобы чеченец убил чеченца. Наш герой будет до конца исполнять свой долг, как он его понимает. Необходимо также отметить, что импульсивный, "абреческий" тип личности - молодежный. Обзаводясь семьей, человек резко меняет свое поведение.

Имея такое ярко выраженное национальное своеобразие, чеченские ученые с завидной настойчивостью отмечают, что «по новейшим исследованиям» их народ генетически наиболее близок с народами–экспансионерами - германцами, испанцами, русскими и англичанами. Но еще больше нохчи озабочены формированием среди россиян «положительного имиджа чеченца». Как оказалось, проще добиться для своей республики каких-то существенных преференций от федерального центра (для этого достаточно установить особые отношения). Гораздо сложнее вернуть доверие российского общества. Для этого нужно не пиариться, не формировать имидж методами политтехнологии.

Требуется принципиально иное - годы открытости и труда. В частности, чтобы чеченцы, живущие в регионах, больше рассказывали о себе, на какой бы должности они не находились, а не прятались от общества, как один из юристов Челябинской области, попросивший не упоминать в этом очерке свое имя. Только в этом случае люди, никогда не бывавшие в Чечне и не общавшиеся с чеченцами, но при этом непременно имеющие свое «верное» мнение об этом народе, увидят в них не воинственных абреков, а представителей самобытной культуры с неповторимыми человеческими качествами. Поэтому необходимо движение и с нашей стороны.

 Многим россиянам придется учиться смотреть на нохчей не через пушечный прицел. Лев Толстой как-то сказал своему другу чеченцу Мисербиеву: «И твой Абдул хороший, и мой Иван хороший». «Какая великая миротворческая сила заложена в этих простых словах гениального писателя, - пишет в своей книге «Познание мира» чеченский педагог, просветитель и краевед Махмуд Махаджиев, которого воспитала русская женщина. - Деятели русской культуры, как их предшественники, обязаны протянуть руку помощи чеченскому народу в деле восстановления его культуры».

Чеченцы. Журналист Лев Лузин
Вернуться назад