Главная > Знаменитые чеченцы > Мималт Солцаев. Король Лир чеченской сцены. ЖЗЛ
Мималт Солцаев. Король Лир чеченской сцены. ЖЗЛ11.-01.-2017, 01:51. Разместил: abrek |
… Мастер с большой буквы. Целая эпоха в театральном искусстве Чеченской Республики. На рубеже ХХ и ХХ1 веков Мималт Солцаев входил в первую десятку лучших режиссеров Советского Союза. Он был лауреатом Государственной премии России. Профессор, прекрасный педагог, воспитал целую плеяду великолепных актеров и режиссеров. При нем Чечено-Ингушский государственный драматический театр имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова окреп и возмужал, приобрел свой определенный характер героико-романтического плана. И если говорить без ложной скромности, именно в те годы, когда Солцаев был главным режиссером, Чечено-Ингушский театр считался одним из лучших национальных коллективов на всей территории бывшего Советского Союза. Мималт Мусаевич Солцаев родился 20 мая 1938 года в высокогорном селении Эзхо Итум-Калинского района. У него было очень трудное детство. Его отец был председателем местного колхоза. Но Мималту едва исполнилось девять месяцев, когда отца арестовали как врага народа. А вскоре началась Великая Отечественная война. И, как известно, беда не приходит одна. Война войной. Она была с иноземными захватчиками. И десятки тысячи чеченцев и ингушей яростно бились на полях сражений с ненавистным врагом, защищая Родину. А 23 февраля 1944 года Родина депортировала все вайнахское население в холодные степи Казахстана и Средней Азии. Маленький Мималт был в их числе. Он ни на минуту не отходил от матери, словно чувствовал, что совсем скоро потеряет ее. Действительно, Зайдат не перенесла тягот дальней вынужденной дороги, тяжело заболела и умерла в 1945 году. Мималту тогда было всего семь лет. Осужденный без права переписки, отец считался пропавшим без вести. И Мималта со старшим братом Хамидом определили в Джамбульский детский дом. Мималт с братом Хамидом сбегали не раз из детского дома, привыкшие к материнской ласке, они жаждали семейного уюта, тянулись к родным и близким, а их вновь и вновь возвращали в это унылое заведение. Так продолжалось, пока самый старший брат Халид не подрос, чтобы самому зарабатывать на пропитание большой и дружной семьи. Следует отметить, что у братьев была всепоглощающая тяга к учебе. Если других в детском доме заставляли учиться, то у братьев Солцаевых это было по зову сердца и души. И выйдя из детского дома, они не забросили учебу, напротив, продолжили ее в одной из джамбульских школ. Мималт вообще учился на «отлично» и упорно шел на золотую медаль, но получить ее он не смог. Сын врага народа не мог в Советском Союзе быть медалистом. Такое было время жуткое и особенно мрачное для чеченцев и ингушей. Однако сила духа помогала не только выжить в тех суровых условиях, но и прибавляла мужества жить во имя грядущих дней. И к 1957 году, когда чеченцам и ингушам было дозволено вернуться в отчие края, Мималт Солцаев имел уже на руках аттестат зрелости и готов был поступить в высшее учебное заведение. По приезду в Грозный он едет в Ростов-на-Дону, чтобы поступить в РИСИ. Так сокращенно назывался Ростовский инженерно-строительный институт. Мималт Солцаев успешно сдает экзамены и становится студентом факультета архитектуры РИСИ. Имея несколько дней свободного времени до начала учебных занятий, Мималт едет домой, чтобы порадовать родных и близких приятной новостью. И тут узнает, что в Грозном в самом разгаре набор студентов на актерское отделение Ленинградского государственного института театра, музыки и кино имени А. Островского. Недолго думая, Мималт Солцаев подает документы в приемную комиссию и этого вуза. С успехом пройдя все отборочные туры, Мималт Солцаев становится студентом и этого вуза и в составе Чечено-Ингушской студии уезжает в северную столицу постигать азы театрального искусства в стенах прославленного института. В чечено-ингушской актерской студии при ЛГИТМиКе было двадцать молодых ребят. Это будущие корифеи вайнахской сцены – Муса Дудаев, Муталип Давлетмирзаев, Магомед Цицкиев, Юсуп Идаев, Султан Котиев, Сулумбек Мамилов, Руслан Хакишев, сестры Исаевы, Раиса Паскаева, Зоя Минкаилова, Таибат Саиева, Неля Хаджиева, Роза Исрапилова, Мималт Солцаев и многие другие. У них были замечательные педагоги: Е. Лепковская, И. Савельев, З. Савкова, В. Петров, В. Стрежельчик. Все педагоги – прославленные мастера сцены, терпеливо вводили наших молодых земляков в чудный мир сложной профессии. Обучали актерскому мастерству, танцу, вокалу, истории русского и мирового театра. Однако к концу первого курса выяснилось, что у Мималта Солцаева неважно со здоровьем. Врачи поставили диагноз «Ларингит», что ставило крест на его актерской карьере. Это связано с голосовыми данными. А куда актеру без мощного голоса. Это один из важнейших инструментов его работы. У другого бы опустились руки. Но Солцаев твердо решил служить Мельпомене. И он вновь становится студентом первого курса, но теперь уже режиссерского факультета того же ленинградского театрального института. К счастью Мималта Солцаева, режиссерский курс набирал в том году выдающийся режиссер советской эпохи, профессор, главный режиссер Ленинградского Большого драматического театра имени М. Горького Георгий Александрович Товстоногов. Мималт был прилежным студентом. Он очень часто допоздна засиживался в читальных залах ленинградских библиотек, регулярно посещал музеи и концертные залы северной столицы. Не пропускал ни одной театральной премьеры. Души не чаял в своем великом педагоге Г. Товстоногове, жадно впитывал все его лекции по режиссуре. Словом, серьезно готовился к трудовым будням будущей профессии. Студенческие годы пролетели быстро. Для своей дипломной работы Мималт Солцаев выбрал пьесу американских драматургов Н-Е. Дугласа и Г-Д. Смита «Скованные цепью». Ставил свой дипломный спектакль Мималт Солцаев в 1963 году на сцене Чечено-Ингушского государственного театра имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова. В нем принимали участие молодые актеры театра, недавние выпускники Ленинградского театрального института. Пьеса представляла собой интересный материал для психологического и пластического решения. Сюжет спектакля разворачивался вокруг двух заключенных – негра и белого, скованных одной цепью. Герои совершают побег из тюрьмы. Однако, невзирая на общую социальную неустроенность, расовая ненависть доводит их до драки. И только осознание общей беды, их объединяющей, постепенно приводит к мысли о необходимости примирения. Спектакль «Скованные цепью» молодым режиссером был поставлен безукоризненно. Его восторженно приняли члены ВТО. Московские театральные критики дали многочисленные одобрительные отзывы. Однако грозненский зритель встретил премьеру без особого восторга. В те годы режиссер Мималт Солцаев ставит еще один спектакль «Разбуженная совесть» по одноименной пьесе В. Шаврина. Однако и этот спектакль молодого режиссера особого успеха у местного зрителя не имела. Приученный к комедиям-однодневкам, чеченский зритель тогда еще был очень далек от проблем расовой дискриминации на другом континенте. Да и нешуточные страсти шавриновских героев тоже как-то были чужды и непонятны простодушным горцам. Они говорили на разных языках; зритель, после стужи сталинизма, ищущий тепло в комедиях и режиссер-интеллектуал с претензиями на элитарность. Пропасть была велика. Удрученный режиссер уезжает из Чечено-Ингушетии в поисках самого себя и непроторенной стези. Мималта Солцаева радушно встречает Ленинградский Большой драматический театр, где по-прежнему главным режиссером работал его любимый педагог и наставник Георгий Александрович Товстоногов. Целый год под сводами этого чудного храма театрального искусства Мималт Солцаев проходит стажировку. И вновь упорная работа, бессонные ночи, творческие муки и страстное желание проявить себя в настоящем деле. После стажировки в БДТ Мималта Солцаева приглашают в Казань на должность режиссера Татарского драматического театра, потом была еще Рязань, еще несколько городов необъятной России. О Мималте Солцаеве заговорили в прессе, его называли талантливым режиссером, ему пророчили прекрасное будущее. И в 1968 году руководство Чечено-Ингушетии приглашает уже признанного профессионала Мималта Солцаева в Грозный, на должность главного режиссера Чечено-Ингушского государственного драматического театра имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова. На сей раз, уже умудренный опытом, Солцаев отказывается от экспериментов с зарубежной и даже русской драматургией. Он обращается к классике чеченской литературы. Ставит спектакль «Петимат» по одноименной пьесе основоположника чеченской литературы Саида Бадуева. Это было новое слово в театральном искусстве Чечено-Ингушетии. Яркие образы, сочные характеры. Прекрасный актерский ансамбль. Петимат играет прима театра Зулай Багалова. В роли Мусоста – талантливый актер Магомед Цицкиев. Вечная борьба добра со злом. Это был величественный спектакль о любви и коварстве, о силе духа и малодушии. После ареста отца Петимат осталась на попечении сельского муллы. Она любит абрека Мусоста, но у муллы свои виды на юную красавицу, о которых ей до поры до времени и невдомек. Благодаря режиссерскому замыслу и блестящей игре талантливых актеров спектакль «Петимат» стал заметным явлением в культурной жизни Чечено-Ингушетии. Окрыленный успехом первой постановки на сцене Чечено-Ингушского государственного драматического театра в должности главного режиссера, Мималт Солцаев вдохновенно принялся за инсценировку повести Саида Бадуева «Бешто». Спектакль так и назвали «Бешто». Он стал гимном настоящей любви. Высокая драма, которую блистательная игра незаурядных актеров доводила до пронзительной трагедии. В роли Бешто – одно из чудес чеченской сцены Дагун Омаев. Бусану играет неподражаемая Неля Хаджиева. Опять страстная любовь и борьба между чувством и долгом. Бусана – дочь сельского богача, беззаветно любит удальца-джигита Бешто. Однако отец Бусаны Хизир против этого союза. Он не желает, чтобы его дочь прозябала в нищете. Ей уготована другая судьба, пусть ее выдадут и за старого урода, имеющего уже несколько жен, но богатого, состоятельного. А любовь!? Какая тут любовь!? Девичьи капризы. Стерпится-слюбится, решили родственники. Вот только Бусана думает по-другому. И она шагнет навстречу своей гибели во имя той большой, чистой и светлой любви. Зрительный зал на ее стороне. Он застыл в едином дыхании, заливаясь горючими слезами, вызванными трагической гибелью главной героини. Спектакль «Бешто» в постановке Мималта Солцаева разрушил все стереотипы. Вайнахский зритель принял высокую драму, ибо спектакль был поставлен на достойном профессиональном уровне. Доселе считалось, что от театра ждут только комедию. При этом забывали, что и зрителя необходимо воспитывать и приучать к серьезным постановкам. И поэтому спектакль «Бешто» режиссера Мималта Солцаева можно считать переломным моментом в истории национального театрального искусства. Обращение к классике чеченской литературы вовсе не означает, что при возвращении в Грозный режиссер Мималт Солцаев замкнулся в узких рамках национального патриотизма. Репертуар театра им формируется актуальными постановками, смелыми решениями, опираясь на лучшие пьесы как местной, так и мировой, русской и советской драматургии. Вслед за «Петимат» и «Бешто» Солцаев ставит спектакль «Юность отцов» по пьесе советского драматурга Бориса Горбатова о доблестных подвигах ленинского комсомола. Патриотический спектакль о молодежи и для молодежи. Однако его затмила лирическая драма «Варшавская мелодия» которую поставил Мималт Солцаев по одноименной пьесе Леонида Зорина. В нем играли талантливые актеры Юсуп Идаев и Таибат Саиева. Страстный спектакль о непростых человеческих судьбах и растоптанной любви. Вечная борьба между чувствами и долгом. И не всегда преданность долгу делает людей счастливыми. А настоящая любовь живет вопреки всем сложностям судьбы. Она на всю оставшуюся жизнь рыдает где-то в глубине души, терзает сердце по ночам. Разлука делает ее только острее, оголеннее, она превращается в хроническую сладкую боль. Об этом был спектакль «Варшавская мелодия», поставленный режиссером Мималтом Солцаевым на сцене Чечено-Ингушского драматического театра. «Спектакль сделан так, что звучит, как музыка. Прекрасная, облагораживающая, настраивающая на чистые и светлые мысли. И похож на тот шопеновский концерт, что сопровождает действие», – писала в те годы В. Омельяненко в статье «Варшавская мелодия» на страницах газеты «Грозненский рабочий». В это же время Солцаев пишет драму «Асланбек Шерипов» о легендарном герое гражданской войны. Асланбек Шерипов – национальный герой. Он погиб в свои неполные двадцать лет за народное счастье, которое видел в социальном равенстве. Великий чеченский писатель Халид Ошаев написал о нем целый роман «Пламенные годы». Обращался к этой теме и патриарх чеченской поэзии Магомет Мамакаев в своем художественном произведении «Мюрид революции». Однако так широко и поучительно раскрыть могучий образ Асланбека Шерипова удалось только национальному театру. Главную роль исполнял легенда театрального искусства Чеченской Республики Дагун Омаев. Он настолько безупречно перевоплотился в образ национального героя и так темпераментно произносил со сцены пламенные речи бесстрашного революционера, что зрительный зал очень часто аплодировал ему, стоя. Впервые за всю историю чеченской литературы в драме Мималта Солцаева был создан «живой» образ настоящего чеченца, без всякого сюсюканья и заигрывания с господствующей идеологией. Да, конечно, на сцене главный герой в блистательном исполнении Дагуна Омаева мечется между противоборствующими лагерями, как некогда и сам юный Асланбек Шерипов. Но в каком бы стане – у «белых» или «красных» – не очутился Асланбек, зрительный зал понимает, что он в мучительных поисках лучшего пути для своего многострадального народа. Таким увидел его автор драмы. Таким вынес он национального героя и на суд зрителя. Спектакль имел ошеломляющий успех. Народ принял и полюбил именно такого Асланбека Шерипова, каким создал его Чечено-Ингушский государственный драматический театр имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова. В самом начале семидесятых театр был на гастролях в столице нашей Родины – в г.Москве. Столичные театральные критики высоко оценили творческие успехи грозненцев. В частности, о спектакле «Асланбек Шерипов» газета «Советская культура» 28 августа 1971 года писала, что «весь строй спектакля тяготеет к монументальной драме. Большое значение в спектакле имеет музыка – взволнованная, драматичная, во многом определяющая настроение происходящего действия. Художественное оформление лаконично и скупо. В спектакле «Асланбек Шерипов» раскрылись значительные творческие возможности коллектива театра». Окрыленный ошеломительным успехом театра в Москве, по приезду домой Солцаев обратился еще к одной героической драме. Она называлась «Драматическая песня». Это была инсценировка М. Анчарова и Б. Равенских по известному роману Н. Островского «Как закалялась сталь». На чеченский язык пьесу перевел народный артист Чечено-Ингушетии Юсуп Идаев. Это был масштабный спектакль о солдатах революции, которые воевали не только с врагами революции – белогвардейцами и атаманами всех мастей. Они бились против всего уклада старой жизни, воевали с подлостью и пошлостью, нравственной глухотой и приспособленчеством. Людмила Калита в своей статье «Нас водила молодость…» на страницах газеты «Грозненский рабочий» писала, что «Драматическая песня»: по смыслу происходящего – драма, оптимистическая трагедия, по отношению людей к явлениям жизни – поэзия, песня. Это оказалось очень близким театру и одновременно трудным для постановки, так как требовало особых средств выразительности. Театр ставил песню. И сумел пережить события романа, перенесенного на сцену, в духе столь редкого для сцены жанра». За спектакль «Драматическая песня» режиссер Мималт Солцаев и исполнители главных ролей – Дагун Омаев, Магомед Цицкиев, Неля Хаджиева были удостоены премии ленинского комсомола ЧИАССР. Особой любовью у Мималта Солцаева была западно-европейская драма. В 1972 году он обращается к творчеству представителя французского классицизма Пьера Корнеля. Режиссер Солцаев решил поставить «Сида». Неожиданный выбор, ибо и столичные театры России не часто ставят «Сида» Корнеля. Неожиданностью для поклонников неординарного таланта Мималта Солцаева явилось и то, что на главную роль был назначен Ахьяд Гайтукаев, известный до той поры лишь по ролям второго плана. Однако гений Солцаева заключался в его прозорливости. Он умел открывать новые имена. Так получилось и в «Сиде». Родриго в исполнении Ахьяда Гайтукаева смел, отважен и свободолюбив. Его стремление к правде и независимости не вписывается в идеологию авторитарной власти, порождающей раболепие, ханжество и жестокость. Театральный критик К. Березин в №1 всесоюзного журнала «Театр» за 1973 год о спектакле «Сид» писал: «Спектакль утверждает не абстрактный гуманизм, но деятельную активную борьбу за правду, и именно поэтому работа театра близка современному зрителю. Конечно, режиссер спектакля отчасти переосмыслил классицистическую эстетику трагедии Корнеля, решив ее в эмоциональном, ярко театральном ключе». Спектакль «Сид» несомненно стал еще одним свидетельством творческой смелости режиссера, да и всего коллектива театра. Главный режиссер театра и вся труппа были готовы на сцене Чечено-Ингушского драматического театра претворить в жизнь весьма дерзкие мечты, осуществляя постановки самых сложных произведений мировой драматургии. Подтверждением этому явился спектакль «Ричард III», поставленный вскоре режиссером Мималтом Солцаевым. «Ричард III» – одна из самых сложных трагедий В. Шекспира. В ней обнажается уродливая душа человека, живущего в обществе, в котором размыты нравственные ориентиры. Ричард – порождение этого общества. Он – один из них. Только более сильный и изощреннее в своих помыслах и поступках. Ему все удается, он достигает любую цель, цинично шагая по трупам. В постановке Солцаева образ Ричарда талантливо создал Муталип Давлетмирзаев. Зрителя бросало в дрожь от оголтелого сатанизма, сконцентрированного в этом человеке. Всесоюзный журнал «Театральная жизнь» в статье Е. Зубковой о спектакле «Ричард III» отмечал, что «Ричард презирает всех этих мелких интриганов и склочников, воров и убийц за скудоумие и бездарность. Но сам он может только те же цели и методы довести до Абсолюта силой своего ума и таланта. В этом его трагедия, в этом его обреченность. Он станет слишком реальной угрозой для них, ибо воплощенное в нем зло не знает ни половинчатости, ни уступок, ни сделок». С таким же оглушительным успехом прошел и спектакль «Кориолан», поставленный режиссером Солцаевым по одноименной трагедии В. Шекспира. Исполнителем главной роли вновь выступил Муталип Давлетмирзаев. Справедливости ради следует отметить, что к концу семидесятых годов прошлого столетия Мималт Солцаев был прославленным режиссером со своим громким именем. Его боготворили не только любители театрального искусства Чечено-Ингушетии, но и всего Северного Кавказа. Премьеры его нашумевших спектаклей собирали зрителей не только Грозного и близлежащих городов и сел. К нам приезжали ценители театрального искусства из Москвы и Ленинграда, Киева и Тбилиси. И всегда давали самую высокую оценку мастерству и творческой смелости, удивительной трудоспособности и неуемной энергии чеченского режиссера Мималта Мусаева. А его спектакль «Лениниана» признан лучшим на всесоюзном театральном фестивале в Москве 1983 году и был отмечен Государственной премией России. При этом не следует забывать, что это был не фестиваль провинциальных театров России. В нем принимали участие лучшие театры Москвы и Ленинграда. Привез свой спектакль о Ленине на этот фестиваль и педагог Мималта Солцаева Георгий Александрович Товстоногов. В его спектакле роль Ленина исполнял народный артист СССР Кирилл Лавров. Казалось бы, у нашего театра на победу шансов никаких. Однако и постановщик спектакля «Лениниана» Мималт Солцаев, и исполнитель роли Ленина Муталип Давлетмирзаев не дрогнули и победили в этом творческом состязании. Эта была победа, к которой великий чеченский режиссер Мималт Солцаев неустанно, вопреки лютым напастям, шел всю свою сознательную жизнь. Он был творческим человеком до мозга костей. Обладал сильным духом, твердым характером и удивительной прозорливостью. Он верил в своих актеров, умел убеждать в правильности намеченной цели, имел колоссальные организаторские способности. Необычайно широк и многогранен был божественный дар режиссера Мималта Солцаева.Что бы он не ставил на сцене Чечено-Ингушского государственного драматического театра, от комедии до высокой трагедии, спектакли проходили с грандиозным успехом. В 1983 году Солцаев делает иснценировку исторического романа ингушского писателя Идриса Базоркина «Из тьмы веков». Неожиданно для многих на роль главного героя Калоя назначается молодой актер Али Марисултанов. Роман был очень популярным. В те годы им зачитывались все подряд. И у каждого был свой Калой – красивый, мужественный, статный, непременно высокого роста. А Марисултанов высоким ростом не отличался, да и молодость его коробила многих зрителей. Справится ли??? Настал долгожданный день премьеры. Билеты были все распроданы за недели две до премьеры. Однако желающих попасть на премьеру было намного больше, чем мест в партере. Люди ломились, тесня друг друга, образовалась огромная давка. Пришлось вызвать наряд милиции для усмирения особо буйных зрителей, жаждавших попасть на премьеру. В 1984 году опять были гастроли Чечено-Ингушского государственного драматического театра в столице нашей родины – в г. Москве. О спектакле «Из тьмы веков» в №8 журнала «Театральная жизнь» В. Вольфсон писал: «Привлекает в спектакле атмосфера давних времен, освященных светом язычества (сценограф – Б. Хадашев). Великолепная эмоциональность, открытая искренность чувств отличает Ю. Идаева в роли Гарака, волнуют судьбы Калоя и Зору, сыгранных артистами А. Марисултановым и З. Радуевой. Сложную трагедию жизни муллы Хасана-хаджи подробно и тщательно раскрыл Д. Омаев. Многогранный, подлинно реалистический образ старшины Гойтемира создал в романтической трагедии М. Давлетмирзаев. Драматично и изысканно изящна З. Багалова в роли жены Гойтемира – Наси. И вот это соединение глубоко реалистических образов главных героев с отчетливой романтичностью постановочных решений стало сутью режиссерского замысла, обусловило успех спектакля как у своего национального, так и у московского зрителя». Это была высокая оценка театральных критиков столицы. Признание Мастера с большой буквы. Но Мималт Солцаев не умел останавливаться на достигнутом. Он словно боялся чего-то не успеть. В середине восьмидесятых он делает еще одну инсценировку известного романа, но теперь уже киргизского писателя Чингиза Айтматова. На сцене Чечено-Ингушского театра Солцаев осуществляет постановку нашумевшего романа Айтматова «И дольше века длится день». Как всегда премьера проходит с огромным успехом. Мималт Солцаев сам пишет еще одну пьесу «Инспектор ОБХСС». С успехом ставит ее на сцене национального театра. У него грандиозные планы, для осуществления которых театру нужны свежие актерские силы. И Маэстро добивается, чтобы на филологическом факультете Чечено-Ингушского университета открыли актерское отделение. Солцаев сам возглавляет вначале кафедру актерского мастерства. Однако незаметно подступают девяностые годы ХХ века, и в воздухе все отчетливее отдает гарью непрошенной войны. Что сотворил федеральный центр с Чечено-Ингушетией на рубеже ХХ-ХХ1 веков не ведает разве что страдающий скудоумием. Меняя общественно-политический облик государства, власть имущие ослабили контроль над подвластной им территорией, безнадзорно оставляя оружие на радость и утеху взбудораженному люмпену. В результате единый вайнахский народ разделен на две республики, каждая из которых умыта кровью и слезами. В Чеченской Республике так вообще устроили долгую Варфоломеевскую ночь, плавно переходящую в утро стрелецкой казни. Великая Отечественная война против фашистской германии шла всего 1418 дней и ночей. Наши доблестные отцы сумели за это время еще и всю Европу освободить от «коричневой чумы». Ельциновская же Россия на маленьком клочке собственной территории два десятилетия наводила «конституционный порядок». Практически каждая семья потеряла родных, близких, жилье, имущество. Не обошла эта горькая участь стороной и режиссера Мималта Солцаева. Дом, в котором у него была квартира, стерт с лица земли. Шальная пуля сразила насмерть жену. И остался он один с одиннадцатилетней дочерью на руках. Мималт был в растерянности, не зная, как этому маленькому существу объяснить, что мощная ядерная держава проводит «антитеррористическую операцию» и очень часто, минуя намеченную цель, попадает в мирных людей. Сложные времена пришлось ему пережить. Кроме желания выжить, необходимо было иметь еще и мужество достойно жить! Где его взять в аду пылающего оазиса. Все это было так несовместимо – жестокая, грубая война и трепетная душа художника. И Мималт Солцаев уезжает в Москву, на преподавательскую работу в институт культуры. Однако его мятежная душа не находила покоя и там. Оторванный от любимой работы, от родимой почвы, Солцаев не мог существовать. Он судорожно ищет выход из создавшейся ситуации. И находит. В 2001 году в палаточных городках Ингушетии для беженцев из Чечни Мималт Солцаев отбирает талантливую молодежь для учебы в Москве. Проводит тщательный отбор. Наконец-то собрали группу из 25 человек, и маэстро увозит ребят постигать азы театрального искусства в одном из лучших вузов страны. Солцаев понимал, что когда-нибудь пушки замолчат, и истерзанному чудовищными мытарствами народу захочется услышать чарующие трели музы. Пять лет учебы пролетели быстро. Солцаев поставил с ними дипломный спектакль «Бож-Али» по знаменитой чеченской комедии, написанной А. Хамидовым. Работа молодых актеров получила немало восторженных отзывов. В 2006 году профессор, лауреат Государственной премии России, заслуженный артист России Мималт Солцаев со своими питомцами возвращается в Грозный. Его назначают главным режиссером тогда еще не существующего театра русской драмы имени Михаила Юрьевича Лермонтова. Ему выделяют одну комнату для работы с актерами. Засучив рукава, Солцаев берется за работу. Сам пишет пьесу «Рыцари кавказских гор» и подбирает актеров на главные роли. Как всегда, работает неистово. Спектакль получился поучительным и содержательным. В нем было два главных героя – Бейбулат Таймиев, который мучительно искал пути выхода из тупика для своего многострадального народа и видел их только в дружбе с Россией, и великий русский поэт, всей мощью своего таланта обличающий царское самодержавие. В 2007 году на всероссийском театральном фестивале в городе Новочеркасске спектакль «Рыцари кавказских гор» стал победителем и получил призы по семи номинациям. Зрители и жюри были шокированы высоким профессионализмом и незаурядным талантом гостей из Грозного. Никто и не предполагал, что послевоенная чеченская республика преподнесет такой изумительный подарок. Их и в список участников фестиваля включили, чтобы не обидеть из-за отсутствия подобающего внимания. А тут такой оглушительный успех! Божественное дарование режиссера Мималта Солцаева вновь, как и в былые времена, выдало очередной шедевр театрального искусства. Публика была в восторге. К великому сожалению, это последняя серьезная работа прославленного режиссера Мималта Солцаева. У великого маэстро из-за всего пережитого, да и из-за возраста, наверное, тоже, стал проявляться склероз. В мае 2008 года Солцаеву исполнилось семьдесят лет, однако даже в театральных кругах Чеченской Республики юбилей мастера оставили без внимания. Дело не в том, что Мималт Солцаев нуждался в дифирамбах или жаждал этого застолья. Просто нам, ярым поклонникам его восхитительного таланта, следовало отдать дань уважения заслуженному человеку. Ведь сорок лет его жизни принесено на алтарь театрального искусства Чеченской Республики, да и России тоже. После этого еще некоторое время Мималт Солцаев продолжал работу в русском драматическом театре имени Михаила Юрьевича Лермонтова. Взял на вооружение рассказы Антона Павловича Чехова «Медведь» и «Предложение», сделал из них одну пьесу и начал репетиционные работы нового спектакля. Но зрителям не суждено было порадоваться новой встрече с работой любимых актеров и их маститого наставника. В 2011 году Мималт Мусаевич Солцаев из-за прогрессирующей болезни оставляет театр. Дома за великим режиссером ухаживает его повзрослевшая дочь Карина, она теперь работала врачом, была замужем, имела своих детей. Не оставляли без внимания больного Мималта Солцаева и его братья Халид и Хамид. Мималт Мусаевич Солцаев сузил круг общения до минимума. И даже весной 2013 года, когда телеканал «Даймохк» готовил развернутую программу о жизни и деятельности великого режиссера Мималта Солцаева, приуроченную к его семидесятипятилетию, Мастер отказался от общения, сославшись на здоровье. А 11 декабря 2013 года Мималта Солцаева не стало. Перестало биться благородное сердце самоотверженного сына чеченского народа. Оскудела еще на один яркий талант чеченская земля. Вместе с Мималтом Солцаевым ушла целая эпоха самобытных и ярких спектаклей, призывающих к добру, справедливости и милосердию. Аза Газиева, № 99(2283) 20 мая 2014г. Источник: ИА "Чеченинфо" Вернуться назад |