Главная > Институт абречества > Рыцари свободы
Рыцари свободы20.-12.-2016, 01:18. Разместил: abrek |
О избранники Бога, вы не знали ни страха, ни траура Официально Русско-Кавказская война кончилась в 1859 году с пленением имама Шамиля князем Барятинским. В 1864 году пал последний оплот имамата Шамиля - Черкесия. 28 мая 1864 года в местечке Красная Поляна был подписан Манифест об окончании Кавказской войны. Среди историков до сих пор нет единого мнения о том, сколько времени продолжалась эта самая длительная в истории человечества война. Одни пишут, что 160 лет, другие - 100 лет, третьи - 50 лет. Но несомненно одно: война стоила обеим сторонам огромного напряжения людских и материальных ресурсов. Россия потеряла в этой войне свыше 600 тысяч солдат и офицеров, не считая раненых и покалеченных. «Нам нужен Кавказ без горцев», - сказал в самом начале экспансии самодержец Руси Николай I. Всемирно известный политолог А. Авторханов пишет: «Трагедия или величие горских народов заключалось в том, что они никогда в своей истории не признавали над собой иноземной власти. Отсюда - вечная борьба за выживание». Райские красоты Кавказа, благодатный климат и плодородная земля всегда привлекали алчные взоры завоевателей. И наш край за свою тяжкую историю столько раз подвергался нашествиям завоевателей, сколько, пожалуй, не подвергался ни один регион Европы. Однако ни одному завоевателю не удалось до конца покорить наши горы, даже грозному завоевателю вселенной Тамерлану. В горах всегда жил наш непокорный дух, который можно было уничтожить, лишь уничтожив всех нас до единого. Характер, привычки, мироощущение, мировосприятие народа, его менталитет формировались в неустанной борьбе с природой, с внешними завоевателями. От колыбели до могилы каждый вайнах носил с собой оружие. Эта привычка вырабатывалась в человеке с молоком матери. Горцы Кавказа - это прирожденные воины, для которых Родина и Свобода были превыше всего на свете. И не случайно правители Египта и Турции свою гвардию - мамлюков и янычар - воспитывали из детей северокавказских горцев. Приветствуя друг друга, ингуши и чеченцы говорят: «Маьрша воагIалва» («Приходи свободным»). Ответ: «Маьрша вахалва» («Живи свободным»). Разве захочет волк сидеть на цепи или орел в клетке? Так и вольные сыны гор оказывали яростное сопротивление завоевателям. Уже после официального окончания Русско-Кавказской войны в горах вспыхивали отдельное очаги сопротивления. Приходилось приводить в повиновение не только целый народ, но и отдельные вольные общества, отдельные аулы и даже отдельные башни. Казалось бы, что борьба наших предков против самой могущественной империи земли была заранее обречена. И с точки зрения здравой европейской логики сопротивляться было бесполезно. Рассуждать так - значит не знать менталитет нашего народа. Лучше всего характер народа познается через фольклор. В детстве мать пела колыбельную песню, помню только ее начало: «Родила, чтоб долго жил, там, где надо, умер чтобы» («Ваха ваьв, ваха ваьв, ваха ца вуте, вала а ваьв»). Подстрочный перевод точно не отражает смысловой нагрузки. Желая сыну долгой жизни, в то же время мать готова пожертвовать им во имя защиты чести и свободы, то есть рабству предпочитает почетную смерть сына с оружием в руках. Мысль ингушской колыбельной перекликается с известным стихотворением М.Ю. Лермонтова «Беглец». И поэтому жизнь для ингуша - это прежде всего честь и свобода. Всю нашу долгую и тяжкую историю на Северо-Восточный Кавказ волна за волной накатывались завоеватели: киммерийцы, скифы, гунны, арабы, печенеги, половцы, сарматы, аланы, татаро-монголы, полчища Тамерлана, персы, турки и наконец Россия - вот далеко не полный перечень народов и рас, пытавшихся покорить Кавказ. Под натиском более многочисленных завоевателей наши предки вынуждены были уходить с предгорных равнин в горы и там оказывать захватчикам сопротивление. Но как только появлялась возможность, они снова спускались на равнину. И в этой непрестанной, вечной борьбе за выживание формировался характер народа, его этнический облик. В 1770 году в районе ингушского села Ангушт на «Склоне согласия»(«Барта Босе») был подписан исторический акт о вхождении Ингушетии в состав России. Притесняемые более многочисленными соседями, страдающие от безземелья и трудных условий жизни в горах, ингуши не могли выселиться на плоскость без разрешения царских властей на Кавказе. И хотя условия договоров 1770 и 1810 годов о добровольном вхождении ингушей в состав России были кабальными, для ингушей они являлись способом выживания этноса. С тех пор как ингуши вошли в состав России, они принимали самое активное участие во всех войнах, которые вела Россия, проявляя при этом чудеса героизма. Достаточно сказать, что перед Октябрьским переворотом 1917 года в царской армии служило шесть генералов-ингушей, сотни офицеров. Многие из них были награждены высокими российскими наградами. Были среди награжденных и полные Георгиевские кавалеры (четыре «Георгия»). И несмотря на все это, ингуши на земле своих предков были изгоями. Колонизация Кавказа продолжала усиливаться, горцы облагались непосильной данью, вновь и вновь возникают очаги яростного сопротивления, побежденные в последней смертельной схватке бросаются на штыки победителей, завещая своим детям продолжать борьбу за свою землю и волю, а «злой чечен» (равно как и ингуш, черкес и т. д.), уже вконец разоренный и обездоленный, ползет к терскому рубежу и становится абреком. Что было еще делать, если свою же землю теперь приходилось арендовать у казаков? Такой была драма истории тех мрачных десятилетий. Как результат поражения горцев в Русско-Кавказской войне возникает проблема махаджирства. С 1859 по 1913 год происходило массовое переселение соверокавказских горцев в Турцию. Основная масса переселенцев приходится на 1859- 1865 годы. Царская Россия прилагала большие усилия по удалению горцев с земли предков в единоверную Турцию. Турецкое правительство, учитывая, что соверокавказцы были прирожденными воинами, стремилось пополнить ими свои войска. Из 22491 карабулаков, чеченцев и ингушей, переселившихся в Турцию в 1865 году, через шесть лет в живых осталось 10000. Причиной их гибели были жуткие условия жизни на чужбине. В течение двадцати лет вернулось на родину 5857 человек. Русско-турецкую границу им приходилось пересекать нелегально. При переходе границы их убивали и русские, и турецкие пограничники. Последние 200 лет своей истории ингушский народ не раз подвергался депортациям, выселениям, переселениям с места на место, разорениям и уничтожениям аулов, физическому и духовному геноциду. В большей или меньшей степени этому подвергались и другие северокавказские народы, а некоторые из них вообще исчезли с лица земли. И в этих условиях возникает такой феномен горской жизни, как абречество. Абрек - это не изгой, как толкуют некоторые словари. Абрек - это прежде всего, в народном понятии, герой, защитник обездоленных, который обрекает себя на трудную, полную опасностей жизнь борца-одиночки против произвола властей, человек, который хочет добра обездоленному народу. Абрек - это народный мститель. Чеченский революционер Асламбек Шерипов писал: «Власть терроризировала народ, а абреки терроризировали власть». Так оно и было. В страхе держали абреки не только царскую власть, но и собственных прислужников этой власти. Необходимо отметить, что абреческое движение было развито как форма протеста против невыносимого национального и социального гнета у всех северокавказских народов. Народ не всякого человека, скрывающегося от властей, называл абреком. Абреки, в его понятии, были не только борцами с царской властью, но и людьми кристально чистыми, мужественными. Ингушские девушки считали за честь выйти замуж за абрека. Жены абреков зачастую разделяли с мужьями полную опасностей жизнь. До сих пор в ингушском народе сохранилась презрительная кличка «ниттий эбарг» («абрек, скрывающийся в крапиве») по отношению к тем, кто скрывался за неблаговидные дела, воришкам, кравшим у населения кур и телят. Символом абреческого движения в Чечне и Ингушетии, да и, пожалуй, всего Кавказа, был знаменитый чеченский абрек Зелимхан, в течение десяти лет терроризировавший царскую власть на Кавказе. И само абречество, и сам главный абрек Зелимхан претерпевали разноречивое отношение к себе: от полного отрицания и хулы - до восхищения, от обидной клички «бандит» - до восторженного имени «народный мститель». Но в памяти народа эти бунтари-одиночки остались как истинные герои, выразители его чаяний на определенном отрезке истории, сознательно жертвовавшие собой во имя защиты своего обездоленного народа. Абрек - это тот, для кого жизнь - в первую очередь свобода. Абрек - это настоящий кьонах, что значит «сын народа». В известной народной песне об абреке Зелимхане поется: Ты, горячая пуля, «Тот не храбрец и не боец, кто, в бой идя, печален об исходе, заранее голову склоня», - не знаю, кто сделал поэтический перевод этой народной пословицы. Но по сути своей она верно передает, каким должен быть народный герой. Абреки, как, впрочем, и все вайнахи, были фаталистами. «С каждым из нас может случиться то, что уготовано судьбой, что на роду написано. Лишь то, на что есть воля Аллаха. Аллах велик. Нет Бога, кроме Аллаха, и Магомет Пророк его». История рассудит все споры вокруг абречества. Абреки и дети абреков стали на защиту новой власти, обещавшей землю и волю. Но то, что сделала новая власть по физическому и духовному уничтожению нашего народа, история не знала. Правильно понять прошлое - значит облегчить поиски верного пути в будущее. Изучая прошлое своего народа, в том числе и такой феномен в истории нашего народа, как абреческое движение, приходишь к выводу, что идея патриотизма, служения своему народу, идея спасения народа, когда ему грозит беда, честь, достоинство, самопожертвование, являются исходной характеристикой героев, имеют общечеловеческий смысл и значение, не потерявшие своей непреходящей ценности в наши дни. Не случайно и то, что совершенное реальными людьми, ставшими героями в трудные дни испытаний, соотносится с прометеевскими деяниями. В основе их деяний лежит идея патриотизма, любви к отчизне, ближним, идея спасения народа, стремление выразить красоту национального духа. Долгое время нашему народу внедряли в сознание, что те герои, которых в народных преданиях, рассказах, песнях ставили в пример молодежи, которые отдавали свои жизни для блага и защиты народа, были вовсе не героями, а носителями пережитков прошлого, реакционными фанатиками, а настоящими героями объявлялись только те, кто являлся носителем «единственно верного учения». Однако в памяти народной бунтари-одиночки остались истинно народными героями, выразителями чаяний народа на определенном этапе его исторического прошлого. Происходило падение нравственных ценностей. Сейчас нам необходим новый подход к своему историческому прошлому, к духовным ценностям народа. Необходим объективный взгляд на историю народов, за которыми из-за их неукротимой тяги к свободе были закреплены клички «непокорных», «диких», «варваров», «безумцев» и т. д. С. Хамчиев Вернуться назад |