Главная > О термине Абрек > Кавказский Робин Гуд или О бедном Абреке замолвите слово

Кавказский Робин Гуд или О бедном Абреке замолвите слово


20.-12.-2016, 01:06. Разместил: abrek

Кавказский Робин Гуд или О бедном Абреке замолвите слово Начну со Словаря Даля:

АБРЕК (обрекаться) м. кавк. отчаянный горец, давший срочный обет или зарок не щадить головы своей и драться неистово; также беглец, приставший для грабежа к первой шайке.
www.oval.ru/dal/54.html

Брокгауз и Ефрон:
У кавказских горцев этим именем называют человека, принимающего на себя обет избегать всяких жизненных удовольствий и быть неустрашимым во всех боях и столкновениях с людьми. Срок обета иногда бывает довольно долгий — до пяти лет, в течение которого абрек отказывается от всех прежних связей, от родных и друзей; абрек не имеет ничего заветного и ничего не страшится.

Большая Советская Энциклопедия:
АБРЕКИ (вероятно - от осет. абыраег, абрег), в прошлом у народов Сев. Кавказа изгнанники из рода, ведшие скитальческую или разбойничью жизнь. Абреками также называли одиночек, борцов против царского режима.

Ну, а для тех, кто хочет познакомиться с этим явлением подробнее, настоятельно рекомендую эту статью Юрия Ботякова: "Абречество, реальность и предрассудки".
nvo.ng.ru/history/2003-08-29/5_abrek.html

Для тех, кто ленится ходить по ссылкам приведу всего лишь одну цитату из этой работы:

...Как правило, уйти в абреки человека заставляли обстоятельства экстраординарные. Месть абрека в этой связи становилась явлением долговременным, если не бессрочным. Став абреком, человек уже не принадлежал самому себе - он становился в известном смысле орудием своей мести. Абрек, как отмечал один из авторов конца XIX в., "пользуется среди народа прочным, почти религиозным уважением...".

Мистический союз с духами не мог пройти для человека бесследно. В народном сознании существовало представление о безумии абрека, как следствии его общения с духами. Абрек брал на себя большой нравственный груз, который начинал постепенно трансформировать его личность.

В мистическом плане человеческая сущность начинала вытесняться демонической составляющей. Отсюда еще один фольклорный образ - образ абрека, испытывающего непроходящую жажду крови, практически уже собственно демона, утратившего всякий контроль над собой. Тем не менее абрек не заносился в "черные списки". Существовало представление об особой миссии абрека с вытекающим из этого выводом о неправомерности осуждения его действий с общечеловеческих позиций, так же как невозможно осуждать стихийное бедствие, несущее смерть или разрушения.

Образ абрека своей двойственностью вызывал у местного населения в равной степени противоречивые чувства ужаса и уважения. Желание никогда не встречаться с абреком в реальной жизни дополнялось постоянной привлекательностью этого образа у местного населения, что подтверждается многочисленными песнями, легендами и сказками. Хотя современные преступники Кавказа унаследовали у романтических абреков разве что жестокость, ставшую для них нормой жизни, было бы ошибкой забыть о предрассудках, которые может вызывать их деятельность у местных жителей. /Конец цитаты/

Среди абреков есть немало громких имён имен. О них слагались легенды и сказки. Здесь можно познакомиться с абхазской сказкой про абрека:
www.skazka.com.ru/people/abhaz/0000067abhaz.html

Свою вторую жизнь кавказские разбойники нашли в литературе и позднее в кинематографе.

И Лермонтов (Хаджи Абрек: www.artint.ru/cfrl/texts/poetry/ler...n1/vol1/431.htm ) и Толстой в своем творчестве коснулись этого феномена.

Не обошло это явление своим вниманием и кино. Первый фильм об абреках был снят ещё в 1926 году - "Абрек Заур".
cinema.rin.ru/cgi-bin/main.pl?actio...lm_view&id=3260

Интернет не миновал скитальцев-разбойников: знаменитому чеченскому абреку Зелимхану Гушмазукаеву посвяшен целый интернет-ресурс с форумом и гостевой: "Абрек Зелимхан"
www.abrek.vov.ru/


Вернуться назад