Главная > Чеченские хроники > "Откуда есть" пошли гребенские и терские казаки.

"Откуда есть" пошли гребенские и терские казаки.


30.-12.-2016, 02:30. Разместил: abrek
В первой половине, но не позже середины XVI века на Тереке появляются казаки, известные под названием терских. Часть их поселилась на возвышенностях между Тереком и Сунжей — на «гребнях», положив основание гребенскому казачеству. В одном из недавно опубликованных документов говорится, что «гребенские казаки по Тереку начались от беглых российских людей и от разных мест пришельцев от давних годов, только первоначальное жительство своё имели не на тех местах, где они ныне имеют, но за Тереком в гребнях (то есть в горах) и в ущельях».
Гребенские и терские казаки, как и запорожские, донские, яицкие, – это беглые люди, бежавшие от феодальной эксплуатации из центральных районов страны. Бегство обездоленных людей на окраины Российского государства было обусловлено тем, что в конце XV – первой половине XVI века усиливается феодально-крепостнический гнёт, а положение крестьянских и других зависимых от господствующего класса масс становилось безысходным.
«При этом, – пишет И.Г. Рознер, – потомки беглых в первую очередь устремились на юг и юго-восток – в Запорожье, на Дон, Яик, Терек, то есть в земли, которые фактически не находились во владении феодалов и их государства. Тут беглые объявили себя вольными от всякой крепостнической зависимости людьми – казаками... То обстоятельство, что казаки в своём подавляющем большинстве происходили из беглых крепостных, единогласно подтверждается источниками». Несомненно, что среди беглых были холопы и другие представители низших социальных слоев Российского государства.
Раньше других образовались запорожское и донское казачества, затем – терское и позже – яицкое. «Уже в конце XV – начале XVI века, – пишет тот же автор, – на отдалённых от основных крепостнических центров просторах России и Украины – на Дону, Яике и в Запорожье появились своеобразные антифеодальные политические организации, носившие официальное название казачьих областей, или войск».
Появившись на Тереке, вольные люди стали создавать городки, а позже -станицы. Ранее других образовались два городка – Червлённый в 1567 году и Щедринский в 1569 году. Позже образовались другие городки, которые в начале XVIII века были перенесены на левый берег Терека.
Первоначально казаки занимались скотоводством, рыболовством, охотой, иногда группами «гуляли» по Каспийскому морю. Земледелием стали заниматься позже.
Беднейшие слои казачества на протяжении XVII-XVIII веков принимали активное участие в антифеодальных движениях, в крестьянских войнах под предводительством Болотникова, Разина и Пугачева.
Бежавшие на Терек разного звания люди, став казаками, не избавлялись от царева ока. Один из местных историков удачно заметил, что «куда бы ни бежали русские люди без видимой государственной цели, за ними по пятам шло и русское царство. Казалось, что, укрывшись за Терек и даже за Сунжу, наши беглецы совсем ушли от глаз Московской Руси, а вышло так, что не сменилось у них ещё первое поколение, как уже Терек и Сунжа вошли в пределы русского царства, а наши переселенцы опять очутились на его рубежах».
Беглые русские люди поселяются в казачьих городках, другие – в Терках. Терки становится главным военным и административным центром Северо-Восточного Кавказа. Здесь постоянно жили царские воеводы, находился большой военный гарнизон, хранились военные и продовольственные запасы. В город Терки приезжали послы из Закавказья, князья и мурзы Северного Кавказа. Через этот город Русское государство было связано с Ираном и другими государствами. Он был не только стратегическим, но и экономическим центром края. Терки был связан торговыми путями с Дагестаном, Чечено-Ингушетией, Кабардой и Закавказьем. В самом городе протекала бойкая, оживлённая жизнь; там находились торговые ряды, башня с городскими часами. Уже в 20-х годах XVII века город мог вместить всё увеличивающееся население. Вокруг него в разное время появляются слободы; Черкасская, Окоцкая, Новокрещенская и Татарская. В этих слободах жил пёстрый, многоплеменный народ. Черкасская слобода была населена выходцами из Кабарды, в Новокрещенской жили все те, кто принял православную веру, а в Татарской – все представители горских народов.
(Извлечение из книги Н.П. Гриценко "ИСТОКИ ДРУЖБЫ" Грозный, Чечено-Ингушское книжное издательство, 1975)

Источник: ИА "Чеченинфо"
Вернуться назад