Главная > Пресса начала века > Как Зелим-Хан слушал Шаляпина (заметка путешественника Ивана Бесмертного)

Как Зелим-Хан слушал Шаляпина (заметка путешественника Ивана Бесмертного)


Сегодня, 11:56. Разместил: abrek
Во время кругосветного путешествия мне, как часто приходилось встречаться с опасностями, не раз приходилось быть на волосок от смерти.

Трудно перечислить все приключения, которые мне пришлось пережить, сталкиваясь то с леопардами Индостана, то с кабанами сибирской тайги, а то и с людьми, которые были хуже зверей, от которых меня спасало только мудрое Провидение, умение в совершенстве владеть браунингом, джиу-джитсу и промыслом следопыта.

Все же из всех встреч самое яркое воспоминание осталось у меня о встрече с Зелим-Ханом, легендарным абреком начала этого века. Кажется, сейчас вновь просыпается чувство страха.

Я ехал верхом, потому что Военно-Грузинская дорога, извиваясь по краю пропасти, угрожала каждую минуту прибегнуть к Тифлису. Кругом было безлюдно и тихо. В воздухе не ощущалось ни малейшего движения.

В четвертом часу утра вдали появилась и все приближалась стучащая звонкая поступь разгоряченного скакуна, как-то странно прорезывавшего тишину горной ночи. Не прошло и нескольких минут, как до моего слуха явственно донеслись звуки песни, и не успел. <...>

[примеч.: Далее текст, видимо, переходит к другой колонке или странице, которая отсутствует.]

<...> Я видел, что скрывать что-либо от этих субъектов невозможно, я откровенно сообщил, что имею при себе небольшую сумму денег, необходимую в пути, и никакими особенными средствами не обладаю.

В это время вся компания заинтересовалась моим видом, и едва я объяснил им причину своего путешествия, как они в один голос заявили, что в таком случае я их гость, и помимо их желания тронуть меня не посмеют. Я чувствовал, что у этих рыцарей большой дороги логика весьма своеобразна, но все больше и больше начинал им интересоваться.

<...> Подъехав ко мне, он-великан посмотрел на меня и грубо спросил: — Знаешь ли ты, кто я такой? Я довольно спокойно отвечал, что при всем желании не могу знать всех встречающихся на пути, но вижу, что не зверь, а человек. Всадник дал шпоры коню и приблизился еще на один шаг.

— А не испугаешься? Я — грозный Зелим-Хан! Я уже видел, что блестящие глаза у него были только смелые и умные, и отнимать, что для меня это не только не страшно, а, напротив, очень приятно познакомиться с его впечатлениями, наполняясь. Скрытый ответ, понравившийся бандиту, и он стал еще разговорчивее. Между прочим, он задал мне вопрос, не был ли я на концерте вчера вечером, и когда я ответил, он сообщил, что также вернулся из Тифлиса, с концерта Шаляпина. Я позволил себе усомниться в дикости его сообщения, но он, совсем не обидевшись, вынул программу и билет на концерт. Зелим-Хан оказался большим поклонником Шаляпина <...>

Описание: Текст представляет собой два, судя по всему, не связанных между собой отрывка из газеты или журнала начала ХХ - го века.

1. «Какъ Зелимъ-Ханъ слушалъ Шаляпина. Заметка путешественника Ивана Бесмертного»:
Это художественный или документальный рассказ о встрече путешественника с легендарным абреком Зелим-Ханом. Исторически Зелимхан Гушмазукаев — известный чеченский абрек, действовавший на Кавказе в начале XX века.
Краткое содержание отрывка: Рассказчик (Иван Бессмертный) вспоминает свои опасные приключения, но самая яркая встреча — с Зелим-Ханом. Ночью, по дороге в Тифлис, он слышит приближающийся стук копыт. Появляется всадник, который представляется Зелим-Ханом. Рассказчик, к своему удивлению, не испытывает страха. Зелим-Хан оказывается разговорчивым и сообщает, что тоже возвращается из Тифлиса, где был на концерте Фёдора Шаляпина — великого русского оперного певца. Чтобы доказать это, Зелим-Хан показывает программу и билет с концерта. Он оказывается большим поклонником таланта Шаляпина. Этот рассказ интересен своим неожиданным сюжетом, соединяющим образ «грозного разбойника» с тонкой культурной просвещенностью.

2. Другие заметки на странице: На той же странице расположены другие, судя по всему, короткие заметки или начала рассказов:
«Поборникъ трезвенности. Веселая игра»: Упоминается некий Иван Чуронов, известный поборник трезвости.
«Скульптура изъ льда»: Короткая заметка, подписанная «Фед. А. Евгеньев», о ледяной скульптуре, подмытой волной.
Вернуться назад