Главная > Зелимхан Харачоевский > За что и горцы, и казаки поддерживали абрека Зелимхана?

За что и горцы, и казаки поддерживали абрека Зелимхана?


16.-04.-2024, 09:35. Разместил: abrek
Горцы поддерживали Зелимхана и других абреков, укрывали их. Они видели в предводителе абреков Зелимхане народного мстителя, расправляющегося с ненавистными врагами.

Царские власти принимали изощренные меры для поимки или убийства Зелимхана. В 1906 году временный генерал-губернатор Терской области за это обещал награду в 3000 рублей. За его отца и брата — по 500 рублей. За менее известных абреков — другую сумму. Об этом знали чеченское население и казаки. Но абреки свободно проезжали мимо военных постов, свободно ездили в чеченские и ингушские селения на многолюдные базары. Многие казаки встречались с абреками в горах, на дорогах, но с молчаливого согласия не трогали друг друга. Больше того, с 1906 по 1908 год ни один начальник военного поста, ни один рядовой казак не донес на Зелимхана высшим властям.

Абрек Зелимхан и казаки. Многие казаки, лично знавшие Зелимхана, впоследствии на допросах во всех деталях сообщали приметы Зелимхана, его брата и отца (Д. Гатуев. Зелимхан. Орджоникидзе, 1965, стр. 145.). Более полный портрет Зелимхана оставил нам русский офицер, встречавшийся с ним на хуторе далеко в горах: «Среднего роста, плотный мужчина, лет около сорока, с сине-карими недобрыми глазами, с черной  подстриженной бородкой и характерным чеченским носом. Один глаз у него немного жосил. Он был в простой серой черкеске домотканого сукна, с хорошим кинжалом и карабином драгунского образца. Его спутники были одеты также небогато» ( В. Казачковский. Разбои на Кавказе. Владикавказ, 1913., стр. 111.).

Храбрость Зелимхана, его находчивость, сопутствовавшая ему удача поражали не только его приверженцев, но и врагов. Он был сообразительным, неуловимым, всегда выходил из самого затруднительного положения. После смелых набегов на богатые магазины, крупные денежные кассы всегда уходил без потерь. Так, весной 1907 года в самый разгар вечернего движения по главным улицам Грозного Зелимхан тихо и спокойно ограбил ювелирный магазин, «который помещался в самом центре города, против городского сада, рядом с квартирой начальника округа и его управлением, где дежурил целый пост милиции, и всего в 400 шагах от казармы сотни казачьего полка».

В первую буржуазно-демократическую революцию Зелимхан с абреками как бы дополнял крестьянские выступления. Только этим можно объяснить, почему такупорно, настойчиво и дольше других сопротивлялись крестьяне Веденского округа. У них Зелимхан находил поддержку и сочувствие. В минуту опасности они укрывали его и его сподвижников. При удачном набеге на богачей Зелимхан раздавал деньги крестьянской бедноте и семьям сосланных в Сибирь или в северные губернии России. Это подтверждает и сам Зелимхан: «Хозяйства как сосланных, так и заключенных совершенно разорились, жены и дети их живут подаянием добрых людей, да тем, что я иногда уделяю им из своего добра после удачного набега» (Кавказские разбойники... стр. 116.). <..>

В ночь на 8 января 1910 года Зелимхан напал на станцию Грозный, взял из кассы 18 тысяч рублей и без потерь скрылся. 9 января на рассвете группа всадников в 12—15 человек во главе с Зелимханом недалеко от казачьего поста у Бамутского ущелья повстречала урядника станицы Ассинской Маслевцева, нескольких казаков и крестьянина Кулешова. Два горца, остановив лошадей, завели разговор со станичниками. Один из них сказал: «Бог на помощь, не бойтесь, Зелимхан бедных, людей не трогает». Сказавший эти слова указал на Зелимхана. Последний достал из кармана серебряный рубль и передал Кулешову со словами: «Помните, что Зелимхан дает на память». Сказав это, всадники быстро поскакали за остальными вверх по ущелью (ЦГА Северо-Осетинской АССР, ф. 106, оп. 1, д. 2, лл. 43—44).

Не трогать бедных людей было священной заповедью для Зелимхана. Не только документы, но и народная память сохранила яркий образ героя-одиночки. Царские агенты также подтверждали, что Зелимхан не обогащается, а раздает деньги беднякам (См. там же, д. 31, л. 91.). Даже родственникам из добычи Зелимхана ничего не доставалось (См. там же, д. 13, л. 229).

Источник: Извл. из "Гриценко Н. П. Классовая и антиколониальная борьба крестьян Чечено-Ингушетии на рубеже XIX—XX веков".  Грозный: Чечено-ингушское книжное издательство, 1971. - 110 с.
Вернуться назад