Главная > Зелимхан Харачоевский > За что поплатился от руки Зелимхана Начальник Веденский округа подполковник Галаев?

За что поплатился от руки Зелимхана Начальник Веденский округа подполковник Галаев?


10.-04.-2024, 10:42. Разместил: abrek
В 1905 году в связи сг начавшейся революцией, чтобы усилить административную и полицейскую власть, из Грозненского округа был выделен отдельный Веденский округ, начальником которого назначили подполковника Галаева. В августе 1906 года к нему начали приходить монархически настроенные чеченские старшины с жалобами, что в их «селениях нет порядка, жители не слушаются старшин, не исполняют их приказаний, не являются на вызовы в суд, не выполняют повинностей, не платят уже несколько лет подряд жалования старшинам» (Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Т. 1. Грозный, 1967,стр. 191.) 

<..> крестьяне Веденского округа были верны себе. Они меньше жаловались начальству, а больше сопротивлялись ему. Начальник округа Галаев и его приближенные считали это результатом деятельности агитаторов-горцев, которые убеждали крестьян, что «царская власть совершенно обессилена революцией, что царя в России уже нет, и таким образом доказывали, что наступило самое удобное время для снятия с себя недоимок, денежных повинностей и для устранения неугодных населению местных властей с заменою их выборными людьми» (Очерки истории Чечено-Ингушской АССР, стр. 191).

Во всех селениях, куда ни приезжал Галаев, крестьяне на сход не являлись. В ауле Хой на месте схода он, кроме старшины, никого не нашел.  «Жители, —  писал ретивый полконник, — не пожелали меня видеть, показывая этим, что не признают меня за начальника» (там же). <..>

Осенью 1906 года борьба крестьян-горцев не прекращалась. Когда в октябре начальник 5-го участка Веденского округа Владиславский отправился в селение Макажой и вооруженной силой пытался усмирить крестьян, его забросали камнями. Через несколько дней в селении Шаро-Аргун ночью кто-то выстрелил из берданки в закрытое ставней окно дома, где жил Владиславский. Он был тяжело ранен и потом навсегда покинул Веденский округ.

Для того чтобы сломить сопротивление крестьян, в мятежные селения Веденского округа направили батальон пехоты, две сотни казаков и горную артиллерию. Во многих селениях крестьянское сопротивление было подавлено. Только крестьяне аулов Нижелой, Нихалой, Кой и Макажой по-прежнему не подчинялись властям. Тогда 18 декабря по этим селениям открыли артиллерийский огонь. Сакли и все надворные постройки были уничтожены. Обезумевшие от страха люди бежали в горы, другие были арестованы и отправлены в ссылку в Сибирь.<..>

В 1906 году во Владикавказе начала работу комиссия, учрежденная наместником Кавказа. Она должна была изучить землепользование крестьян нагорной полосы Терской области и найти пути для увеличения крестьянских наделов. Большинство членов комиссии сошлись на том, чтобы все земли, находящиеся в пользовании и владении крестьян, объявить государственными. Против такого решения выступили многие горцы. <..>

Крестьяне Веденского округа наиболее стойко отстаивали свои права. Когда летом 1907 года им предложили выполнить требования начальства в семидневный срок, они ответили, что «никаких сроков не нужно, так как они ни под какими угрозами не подчинятся требованиям» (См. ЦГА Северо-Осетинской АССР, ф. 24, оп. 1, д. 177, л. 18.). Тогда начальник Веденского округа Галаев во всех крупных населенных пунктах поставил войска, на дорогах усилил воинские посты. По распоряжению начальника округа многих горцев выслали за пределы Кавказа.

Галаев, по словам Зелимхана, «сразу выслал из Веденского округа 500 человек якобы за воровство, которые вернулись в качестве абреков и наводнили весь Веденский округ... Я ему предлагал письменно оставить всех этих ни в чем не повинных лиц в покое, а преследовать меня всеми способами, какие он может изобрести: полицией, подкупом, отравлением, чем только он хочет» (Казачковский. Кавказские разбойники... стр. 116).

Зелимхан бросил смелый вызов царским властям в лице Галаева. При этом он хорошо знал, что царские власти пойдут на все, чтобы его физически уничтожить. Сохранилась записка Зелимхана не известному для нас Муссе. В ней он писал, что Дада, сын Абасса Хубарова, дал слово начальству «убить меня за большие деньги, и начальство дало ему берданку. Прошу вас дать мне знать, за что он хочет меня убить. Если ему нужно имущество и много серебра, я ему дам больше, чем они. Но если ему не нужно имущество, то пусть от меня держит себя подальше. Это лучше всякого богатства для него в этом мире».

Непокорившихся крестьян и абреков царские власти жестоко преследовали. В преследовании родственников Зелимхана, его односельчан активно участвовал начальник Веденского округа полковник Галаев. Его не один раз предупреждал Зелимхан, просил прекратить репрессии против ни в чем не повинных крестьян. <..>

Зелимхан дважды, летом и осенью 1908 года, требовал от нового начальника Веденского округа подполковника Каралова прекратить гонения на народ, возвратить сосланных, «угрожая в противном случае поднять тревогу и собрать в короткий срок большую группу настоящих, достойных мужчин» для Продолжения борьбы. Зелимхан предупреждал нового начальника, что если он не выполнит его требований, то также будет убит.

В июне 1908 года Галаев был убит Зелимханом.

Источник: Извл. из "Гриценко Н. П. Классовая и антиколониальная борьба крестьян Чечено-Ингушетии на рубеже XIX—XX веков".  Грозный: Чечено-ингушское книжное издательство, 1971. - 110 с.
Вернуться назад