Главная > Проза > Х. Гапураев. Отрывок из романа "1овда" о том, как были прощены сыновья абрека Зелимхана

Х. Гапураев. Отрывок из романа "1овда" о том, как были прощены сыновья абрека Зелимхана


17.-02.-2022, 18:35. Разместил: abrek
Любая страница жизни знаменитого абрека Зелимхана и сына 1овды легендарного шейха Али Митаева - целый бестселлер. А у истоков мужества и сообразительности этих двух неординарных личностей стоит шейх и ясновидец, народный лекарь и предсказатель, Авлия Баматгирей-Хаджи Митаев. Что бы не говорили мюриды других чеченских шейхов и  Авлия, все они вместе взятые,  не сделали для народа и десятой доли того, что сумел сделать при жизни 1овда. К нему тянулись все мужественные люди: имам Шамиль и Кунта - Хаджи, Ташов-Хаджи и Геза - Хаджи. Дагестанские шейхи Абу, Апти, Зубайра и Абдул - Вахаб - Хаджи. Достоверно известны факты встречи 1овды в Калуге с Лениным, Сталиным, Циолковским.

Давайте вернемся на год раньше и вспомним 1911 год, лето, блокирован в пещере близ Харачоя абрек Зелимхан. Многочисленная сеть платных агентов жандармерии тут же донесла куда надо, что на ночь в пещеру забрался абрек Зелимхан. Не прошло и полчаса, пока Зелимхан делал вечерние намазы, солдатами был пристрелян его скакун, пещера обложена кольцом по периметру. Все входы и выходы блокированы. На второй день, специально для координации действий войск и жандармерии прибыл в Чечню высокопоставленный генерал царских спецслужб Степанов. Он жил в те года во Владикавказе, в специально отведенном для жандармерии крыльце гостиницы "Париж". А тем временем пошли третьи сутки и Зелимхан был уже в тройном кольце царских войск. Казалось из такой западни ему не уйти.

Однако этого властям показалось мало. Первым делом решено было блокировать шейха Баматгирей-Хаджи Митаева(1овда) и его сына абрека Али, недавно выпушенного из Владикавказской тюрьмы. Сын 1овды сидел по подозрению участия в налете на Кизлярский банк в составе отряда абрека Зелимхана. Чтобы усыпить бдительность шейха, в Автуры, в гости к Митаевым прибыл сам генерал Степанов с высокопоставленными офицерами. Из местных властей допущен к операции лишь старшина села Автуры  шалинец Минца Агамерзаев. Последний был личным другом ясновидца, предсказателя и шейха 1овды. Минца еще вчера, через мюридов сообщил, что в пещере у Харачоя заблокирован абрек Зелимхан.

На месте западни для абрека началось интересное. Срочно к пещере были доставлены все те храбрые воины и жандармы, которые в печатных изданиях, да и на базарах, по словам сплетников, вызывали Зелимхана на дуэль. Никто из них не решился сейчас войти в пещеру и один на один сразиться с абреком. Даже именитые герои словесных баталий полковник Вербицкий и охотник за абреком поручик от жандармерии Кибиров отказались от удобной личной встречи. Они знали, Что в любое время суток, с любого положения, как метко стреляет абрек. Расправу над Зелимхана поручили его кровным врагам, чьих родственников в ночных стычках убил Зелимхан. Из числа личных врагов, за большое вознаграждение, убить Зелимхана вызвалось четыре человека. Они с трудом согласились войти в пещеру.

Когда в предрассветном тумане, в расчете на утомленность абрека Зелимхана, кровники двинулись в путь. Прямо у входа в пещеру их остановили два офицера от жандармерии. Один из них приблизился к уху Хаджи, так звали старшего из врагов абрека, и сказал: "С тобой говорит Али сын 1овды из Автуры. Сегодня не время мести. Стой со своей группой здесь и когда я выйду из пещеры, войдешь туда. С ходу откройте огонь. Вам ничего не будет угрожать."

Через некоторое время стрельба вокруг пещеры усилилась. Сквозь тройное оцепление войск вышли три офицера жандармерии. Полковнику, что командовал штурмом пещеры, они предъявили секретный пакет для генерала жандармерии Степанова. Спокойно сев на своих коней, джигиты ускакали в ночь.

Тем временем в доме шейха в селении Автуры шла вечеринка. Гармонистки Цовза и Саруха играли для почетных гостей лезгинку. На улице рассветало. В комнату гостей, спешно вошел какой - то офицер и, передал пакет генералу Степанову. Жандарм помрачнел. С трудом поднялся со своего почетного места и, не прощаясь с шейхом, сел на коня. "Что вы так спешите? Сейчас завтрак подадут",- сказал 1овда. Но гостям было не до еды. Они спешно покинули село.

В комнату, где шла вечеринка, зашли Али, Ази и гость из Цацан-юрта Мааз. Так представили незнакомца, рассказывала гармонистка Цовза. "Мы с Сарухой были уставшие, больше от волнения перед гостями, но вскоре мы узнали, что это вовсе не Мааз, а выведенный из пещеры абрек Зелимхан в гриме."

Все - таки жандармерия обвинила в спасении Зелимхана из пещеры шейха Баматгирея-Хаджи Митаева. Он был сослан в Калугу и придачу с ним десять чеченских шейхов, попали под гласный надзор полиции. Что примечательно, над Авлия власть бессильна.

С тех пор много воды утекло в речке Хулхулау. Летом 1913 года 1овда сумел, обмануть надзорную полицию, и, оставив вместо себя в Калуге Исраил - Хаджи, правнука абрека Чега - храброе сердце, приехал домой, в Автуры. Первым делом шейх встретился с Зелимханом. Строго наказал абреку, чтобы он не искал свидания с семьей. Объяснил Зелимхану, что из города "Зима", что под Красноярском, специально привезена в Шали его семья. Это ловушка, из которой ему не выйти.

-1овда, я тебе очень благодарен за все. Я чувствую свой конец. Если что, возьми на себя, чтобы моим сыновьям Умар - Али и Магомеду мои враги из Харачоя простили пролитую кровь.
-Зелимхан, мы оба не вечные, но твоим поручением займется Али и сумеет добиться их прощения.

Как в воду глядел шейх 1овда. Ушли в иной мир эти замечательные люди. Али Митаев помнил наказ своего отца. Да и старшая дочь Зелимхана Меди, что вышла замуж за автуринца, часто заходила к шейху Али Митаеву. Просила взяться за примирение своих братьев с кровниками. И вот,1921 году была сформирована группа автуринцев, друзей Зелимхана для примирения враждующих сторон. Как известно, за убийства, совершенные отцом должен отвечать сын, а за абреком Зелимханом было достаточно эпизодов кровной вражды.

Зелимхан постоянно приходил к 1овда за советом, но на этот раз абрек не послушался совету предсказателя. Когда абрек заболел и приехал к своим дальним родственникам в Шали, они предали Зелимхана, обещав показать ему семью, оставили на ночлег и за 18 тысяч рублей серебром предали. Это было в ночь на 27 сентября 1913 года. Зелимхан был убит царскими жандармами в окрестностях Шали. У него остались два малолетних сына. А теперь Умар - Али было 15 лет. После гибели абрека Зелимхана кровники предъявили вражду его потомкам. Многие авторитеты пытались уладить это, примирить враждующих сторон. Но, безуспешно.

Вместе с Али поехали его друг Хаджи - Мурад Баталов, пулеметчик Ватин Ваха, муршид 1овды, а теперь шейх Шахмирза, мастер изящней словесности Хута Ахмархаджиев. Встреча была назначена с кровниками в селе Харачой, чтобы просить их простить сыновей Зелимхана. Когда гости приехали в Харачой, там собрались сельчане. В это время в ином мире был и Хаджи, который у входа в пещеру отложил месть. Теперь враждующую сторону представлял родственник убиенных по имени Xьапca.

Шейх Али Митаев приказал привести этих мальчиков сюда. Юнцов привели и поставили перед врагами и тогда первым начал речь Али.

-Xьапca, вся Чечня знает, что из-за Зелимхана, пытаясь его арестовать, власти много мучили моего отца. Какими только карами не угрожали 1овде. В конце то концов, из-за него Зелимхана сослали в Калугу. Там он испытал много лишений и на чужбине ушел в иной мир. Его мюриды собрали много денег, заплатили царской администрации и доставили тело покойного домой, и похоронили в Автурах, у нас во дворе. Там сегодня стоит его Зиярт. Несмотря на это, у меня не было вражды к Зелимхану, потому что он был настоящим мужчиной (къонах) и воевал против царской власти. Он просил всех чеченцев не мешать ему. Меня так же обвинили в том, что я вместе с Зелимханом участвовал в ограблении Кизлярского банка, совершенного им будто бы по просьбе и наставлениям моего отца. Меня арестовали и посадили. Я находился под следствием в крепости Ведено и во Владикавказе. Однако, несмотря на это, у меня не было вражды к Зелимхану, потому что он был настоящий къонах. Да и я сам отдавал полный отчет тому, что я делал.

- А теперь, Xьапca, посмотри на этих двух мальчиков Умар - Али и Магомед зовут их. В чём их вина? Как можно с ними враждовать? Когда ваши родственники, получив от царских властей деньги, караулили в засаде их отца, чтобы вероломно убить его, но Аллах в ту ночь был на стороне Зелимхана. Эти дети тоже столько бед натерпелись из-за смелости своего отца. Простите их, ради Аллаха. Ради памяти моего отца и их отца. Когда Зелимхан стрелял в ночи на тех, кто были в засаде, он не знал, что в их числе ваши родственники. Ведь другие нашли в себе смелость и достоинство с пришествием времени простить свою кровь Зелимхану.

-Хорошо, Али, мы не можем противиться твоей просьбе. Ради Аллаха и ради тебя мы прощаем этих мальчиков, - сказал Xьапca и добавил: "Однако об одном прошу, Али".
-О чём? - спросил шейх.
- Доверьте мне воспитание этих мальчиков до их совершеннолетия, - попросил Xьапca.
- Xьапca, ты заслужил нашу благодарность. Однако если мальчики будут у тебя, неизвестно, сумеешь ли ты победить шайтана. Лучше будет, если они останутся у себя дома. Так будет лучше для обеих сторон, да и мы лучше сохраним наши взаимоотношения, - подчеркнул Митаев.

Вот так были прошены сыновья легендарного абрека. Потом они на разных участках трудились во благо народа.

Хасан Гапураев.
Вернуться назад