Главная > Поэзия > Поэтические произведения аварского автора про абрека Зелимхана Харачоевского
Поэтические произведения аварского автора про абрека Зелимхана Харачоевского7.-02.-2022, 18:09. Разместил: abrek |
Из произведений аварской литературы начала ХХ века, в отдельный цикл можно выделить произведения, посвященные национальному герою Чечни – абреку Зелимхану Гушмазукоеву. Произведений этих немного. Это – эпические стихотворения Мухаммада Чиркеевского "Залимхану", "Когда ловили Залимхана", "На смерть Залимхана" и песня Инхелоса Курбана "Чеченцу Залимхану". Мужество Залимхана, его бесстрашие, бескомпромиссность в борьбе за свои идеалы вызывали восхищение и поддержку не только у чеченцев, но и в Дагестане, особенно у аварцев, жителей соседних с Чечней областей. Известен факт, когда абрек скрывался в Анди и других аварских селах. В аварских песнях о Зелимхане акцент делается, в первую очередь, на его героизме, бесстрашии. Эти черты характера поэтического образа в поэмах обусловлены личными качествами самого народного заступника – реального прототипа. Создавая образ Зелимхана, основанный на реальных, исторических фактах, аварские поэты дополняют его в соответствии с нормами поэтической идеализации героя. Популярность абрека среди народа детерминирует гиперболизацию его образа, который награждается такими эпитетами, как "гьалбацI» (лев), "лачен" (сокол), "жайран" (лань), "аздагьо", (аждаха) и т.д. Поэтические произведения аварских авторов о Зелимхане построены на реальных событиях. Так, в основе поэмы Мухаммеда Чиркеевского "Когда ловили Зелимхана" лежит история похода экспедиции против Зелимхана, организованного царскими властями в 1910 году. В состав этой экспедиции входил и Дагестанский конный полк под командованием полковника Зайнудина Доногуева. В этом походе карателям удается захватить семью Зелимхана, но сам он успевает уйти от них. При пленении жена Зелимхана Бици бросила в лицо врагам: "Это небольшое дело, что нас взяли. Мы женщины. Мы дети. Попробуйте взять Зелимхана". Предатель Юсуп открыл карателям местонахождение Зелимхана. Но абрек был осторожен и не дал себя застать врасплох. Укрывшись в засаде, он убил командира отряда Андронникова и ранил Доногуева. Зелимхану в очередной рез удалось уйти от врага. После возвращения Зайнутдин Доногуев потребовал от Мухаммеда Чиркеевского сложить песню о своем "героическом" походе. Поэт вынужден был подчиниться этому требованию и написал поэму "Когда ловили Зелимхана". Однако, сочувствовавший Зелимхану, он сложил песню не о Доногуеве, а о чеченском абреке. Стихотворение начинается с характеристики Залимхана. При этом автор избегает прямых оценок в адрес героя, а, используя прием олицетворения, стремится более контрастно, ярко передавать основные черты характера Залимхана, героя-абрека. Цо жайран рагIула жаниб Буртиялъ, Жалибориялъул рас михъилъ бугеб. Гъачагъ вахъун вуго ХарайчIиб росулъ, Росаби хIинкъулев, хIаким соролев, РекIелъ чаран бугев, чорхолъ яхI бугев, Чугун гьунаралъе гIадан мукIурав (5). Говорят, джейран есть в горах Чечни, С усами льва. В Харачое разбойник появился, Которого села боятся, чиновники дрожат, Со стальным сердцем, с совестью в теле, Чье мастерство с конем людей покорило. После такой характеристики героя следует описание подготовки похода карателей и самого похода. Изображая картину безрезультатной карательной экспедиции царских властей, поэт осуждает их за грабеж, который они устроили в доме Залимхана, награждая их эпитетом "рохьил гIанграби" (лесные гиены). В этом произведении обращает на себя внимание следующий момент: поэт-аварец, осуждая действия военачальника – аварца, являющегося к тому же его односельчанином, выражает солидарность с абреком – чеченцем, отдавая должное его героизму и мужеству. Факт, прямо скажем, не характерный для современных национальных писателей, но говорящий о том, что нашим народам было свойственно ценить людей не по их национальной принадлежности, а по их личностным качествам, по их поступкам и действиям в обществе, по идеологии, которую они исповедовали и за которой следовали. Источник: Чеченинфо Вернуться назад |