Главная > Живопись > Художественный образ абрека Зелимхана в искусстве Зайнди Аласханова
Художественный образ абрека Зелимхана в искусстве Зайнди Аласханова18.-06.-2018, 18:00. Разместил: abrek |
Удивительный и яркий талант живописца Аласханова щедро проявился в эпическом цикле работ посвященном абреку Зелимхану Гушмазукаеву Харачоевскому. Стать абреком (мстителем) Зелимхана вынудили трагические обстоятельства; необоснованное обвинение в убийстве и последующее заключение в тюрьму. Он бежал из заточения и с этой минуты стал на защиту не только своей чести, но и чести обездоленного и угнетенного чеченского народа. В наши дни отношение к Зелимхану на его родине неоднозначно; для кого-то он национальный герой, для других справедливый бунтарь вроде английского Робин Гуда, а некоторые считают его разбойником и убийцей. Рассказы стариков о бесстрашном сородиче, бунтаре-одиночке многие годы будоражили воображение Аласханова. Идея создать серию произведений о гордом отшельнике, давшему обет избегать всяческих жизненных удовольствий, преследуемого царскими войсками, наконец, осуществилась. В 2013 году он приступает к реализации своего замысла. Полный творческого порыва он приезжает в Чечню и уговаривает двоюродного брата Саламбека, имеющего поразительное внешнее сходство с Зелимханом, позировать ему в национальном облачении, при боевой амуниции на фоне памятных мест связанных с абреком. Сюжеты всех 12 картин основаны на исторических событиях из жизни персонажа и представлены в хронологическом порядке. Весь цикл был написан в технике холст/масло, в течение 3-х месяцев. Образ абрека Зелимхана и события представленные в данной серии, обусловлены большим интересом Аласханова к национальной истории, трепетным отношением к красотам родной природы и хорошим знанием бытовой среды чеченцев. 1.Картину «Тучи сгущаются» (50 х 40 см.) можно по праву считать ярким примером образного обобщения абрека Зелимхана. Духовный мир народного героя показан в пластически выразительном произведении. Трудно оставаться равнодушным, глядя на самобытный и живой облик знаменитого горца, вступившего на путь неравной борьбы с самодержавием и несправедливостью. Живописная техника художника позволяет остро ощущать многообразие природы, ее оттенки, активно влияющие на настроение. С большим мастерством Аласханов передает капризную переменчивость атмосферного эфира. Небо на полотне освещено розовым светом заката. Долина расположенная внизу, окрашена в ясные, отрытые цвета, а сквозь дальнюю синеватую дымку, едва просматриваются очертания горы. Между ними, контрастом слева-направо, надвигаются темные тучи в виде щупалец диковинного существа. Они норовят вскоре захватить все пространство над долиной и чувство неотвратимой беды закрадывается в душу абрека. Несомненно, мы свидетели замечательной иллюстрации общности духовного состояния человека и природного ландшафта. В нижней части полотна можно различить редкие крыши деревенских домиков, строгий ряд тополей, чуть ближе фрагмент керта (забора) и широкое обмелевшее русло реки. Над всей панорамой возвышается фигура Зелимхана в полный рост. Он стоит на краю обрыва и сапогом подминает камень. Его настороженный взор устремлен вперед. На нем традиционная черкеска серого цвета, голову венчает мохнатая папаха их овечьей шерсти. Абрек при полной боевой амуниции. Какие мысли могут одолевать его, возвышающегося над родным краем? Быть может он думает о том, что не будь туч, мы не могли бы радоваться солнцу или о том, что предстоящий день всегда длиннее прошедшего года… Как бы то ни было, а думы о счастье своих соплеменников и чести, никогда не покидали его. 2.Картина «Накануне». ( 50 х 60 см). На ней изображен Зелимхан Гушмазукаев сидящий у плетенного забора на плетенной лавке. Он облачен в темно-синий чокхиб (чеченскую черкеску). Его бритая голова обнажена, папаху он держит в правой руке, а левой опирается о кавалерийскую пятизарядную винтовку. За полой кафтана видна рукоять кинжала. Сапоги гармошкой, начищены и блестят. В бороде и пышных усах местами просматривается седина. Художник представляет нам человека, который только что принял важное, судьбоносное решение в своей жизни. Левая кисть руки, сжимающая ствол винтовки, касается головы образуя их гармоничное единство, что в свою очередь придает сильную выразительную интонацию облику задумавшегося человека С этого момента он абрек и обратного пути уже нет. Лицо Зелимхана выражает сосредоточенность, глаза несколько прищурены. Вместе с тем ощущается и душевная облегченность после тяжелых раздумий. Теперь он - невольник чести, как своей, так и соплеменников. Весь облик Зелимхана свидетельствует о присутствии силы духа и отваги, их невозможно скрыть, их невозможно наиграть – они есть, ибо такова порода человека с предначертанной героической и одновременно трагической судьбой. Произведение, как и другие вошедшие в цикл написано в реалистической манере. Художник дает волю локальным краскам, которыми написаны изгородь и фрагмент каменной кладки родовой башни в селе Харачой, Их цветовая идентичность выгодно контрастирует с фигурой человека, тем самым выделяя и подчеркивая его особую значимость. Лесистый горный массив на заднем плане картины неизбежно обречен был попасть в композицию произведения, поскольку место действия горный район Чечни. Светлая луговая зелень подсказывает, что время весеннее, время когда пробуждается природа, а чувства обострены. 3.Картина «Керт» (забор в переводе с чеченского) сравнительно небольшого формата (50 х 70 см). Произведение создано с таким расчетом, чтобы убедить зрителя посредством изображения сугубо личностного эпизода из жизни абрека Зелимхана в безусловной достоверности события. Восприятие мира в свете вневременных моральных и эстетических категорий, осуществляется аналитическим изучением жизни персонажа, и особенно его психологии, через которую чаще всего раскрываются социальные суждения самого художника. В данном случае автор не оставляет нам выбора, как заняться психоанализом своего героя. В чем-то эта картина перекликается с работой «Накануне», тот же глубокий философский подтекст, та же неотвратимость свершения. Автор изображает Зелимхана после принятия им бесповоротного решения стать абреком, в центре композиции, прислонившимся к длиной заборной жерди, на фоне покатых лесистых гор с внушительными проплешинами, образующих глубокий овраг, над которыми расположены человек и крепко сбитый керт. Картина весьма символична. Аласханов сознательно воссоздает мизансцену у керта, так как у чеченцев это понятие имеет и другой смысл. Керт ассоциируется с родным очагом, родимым домом, семьей, родной землей. Зритель присутствует при прощании Зелимхана, вернуться к прежнему укладу жизни ему не суждено, таков суровый удел абрека. Его фигура контрастирует на фоне зелени горных склонов и охры керта. Зелимхан в темной домотканой рубахе, которая по цвету почти сливается с цветом шаровар и сапогов. Исключение составляют серебряные кечвеллы (декоративные традиционные украшения), свисающие с ремня. Словно намекая, что отныне его неизменным спутником будет винтовка, он демонстративно выставил ее перед собой. Написанная с предельной точностью, она вероятно привлечет внимание специалистов и коллекционеров стрелкового оружия. В другой руке папаха – неизменный атрибут одежды горцев. Зелимхан изображен в профиль, что позволяет отметить правильную форму головы и характерный кавказский нос. Борода и усы придают облику решимость и отвагу. Мужественный взгляд устремлен в невидимую точку в гуще альпийских цветов, буйно разросшихся у подножья деревянной вертикальной сваи. Отныне луговые цветы станут частыми спутниками в долгом пути Зелимхана. 4.В картине «Дань предкам» (45 х 60 см.) воссоздана памятная сцена из жизни абрека Зелимхана. Композицию произведения образуют три главных объекта; фигура человека, стоящего спиной к зрителю, две каменные стелы и горы. Серый тон черкески, облаков, кладбищенской изгороди, объединяется в единую колоритную симфонию с охрой скалистых отрогов горы и щедрой изумрудной растительностью вершин и ущелья. Это позволило художнику освободиться от неестественности и скупости цвета академической живописи, связать колорит с эмоциональным содержанием картины. Виртуозно написанные складки одежды горца, гармонируют со скалистыми разломами на дальнем плане, а черные манжеты рукавов, воротник и сапоги играют далеко не второстепенную роль в передаче цветовой эмоциональной выразительности работы. Следует заметить, что черкеска абрека на полотнах художника порой отличается по цвету, на некоторых картинах она синяя, иногда темно-синяя, в временами серая. Такая вариативность связана очевидно с личным цветовым ощущением Аласханова во время натурных зарисовок и фотосессии. Абрек находится на мусульманском сельском кладбище. Его непокрытая голова слегка наклонена вперед, он словно ведет мысленный диалог с предками. Возможно здесь покоятся его родители. О чем он думает? О чем желает им поведать? Быть может просит прощения за выбор опасного пути, за оставленных жену и детей. Примечательно, что к месту упокоения предков отважный герой пришел без оружия, ибо согласно местному обычаю, оно здесь неуместно. Полутораметровые могильные камни грубо обтесаны, они сужаются вверху и приобретают сходство с застывшими людьми. Они выразительны и печальны одновременно. Зелимхан в глубине души отождествляет себя с ними и очевидно понимает, что он подобно безмолвным изваяниям обречен застыть навсегда. 5.«Привал» (50 х 70 см.). Так называется картина, вошедшая в серию живописных произведений о легендарном абреке Зелимхане Харачоевском. Нехитрую основу композиции составляют фигуры человека, животных и фрагмент скалистой горы. В данном эпизоде автор поместил своего героя в левой части картины, уделив большее место коню. Нам не известно, как звали друга абрека, который прошел с ним немало дорог и побывал во многих рискованных ситуациях, однако сомневаться в его искренней привязанности не приходиться. Прекрасно понимая, до чего нелегко приходиться его четвероногому другу и что ему необходим отдых, Зелимхан находит время для привала. С коня сняты сбруя и седло, он мирно облизывает соленые камушки. За ним наблюдают хозяин и рыжий жеребенок. Похоже Зелимхан насиделся в седле и теперь предпочитает поразмять ноги. Даже на привале осторожный абрек не выпускает из руки винтовку, - это его главный друг. Конь написан мастерски, удачно переданы лоснящиеся переливы на теле крупного, выносливого животного. Упругие мышцы будто продолжение мощного скалистого рельефа, сообщают всей композиции мажорную динамику. Зелимхан находится вдали от населенных пунктов, здесь он с особым трепетом ощущает красоту природы и свободу, свободу которую он никогда не променяет ни на какие сокровища мира. 6.Большой интерес вызывает работа З.Аласханова «Родник “Девичья коса” (50 х 70 см.). Она наделена эмоционально-романтическим характером. В ней сильно ощущается взволнованность, с которой художник воспринимает мир своего героя. На картине изображен абрек Зелимхан пьющий воду из горного родника. Подобно длиной девичьей косе, этот кристально чистый поток студеной воды, берущий свое начало с высокогорного ледника, ниспадает с крутого склона горы и по сооруженному добрыми людьми желобу продолжает свой бег. Художник включил в данное событие современное состояние ручья, обустроенного аккуратной кладкой из белого известняка. Каким он был во времена Зелимхана трудно сказать. Абрек наклонился к воде, его правая рука опирается о каменную кладку и он вот-вот коснется губами сильной водной струи. О мощи струи можно судить по обильной пене образующейся при падении воды в наполненный желоб. Пить из такого неукротимого потока весьма затруднительно, удобнее было бы отложить в сторону оружие и с помощью ладоней утолить жажду. Но не таков абрек, он всегда начеку и расстаться с оружием даже на минуту чревато для него опасностью. Единственный предмет отложенный им на парапет каменной кладки, - это мохнатая папаха из овечьей шерсти. Таким приемом художник сознательно нарушает монотонность левой части полотна и задает нужный ритм всей композиции. Помимо этого, коричневый тон шерсти поддерживает колоритный баланс с расположенным справа фрагментом дикого скалистого участка. Родник расположен при въезде в село Харачой, откуда родом сам абрек. Что может быть слаще воды родного края!? 7. Основой сюжета картины «Неожиданная встреча» (50 х 50 см.) послужило событие, которое по народному преданию произошло в 1910 году в Дарьяльском ущелье. Во время гастролей по Кавказу известный певец Федор Шаляпин случайно попал в заложники к абреку Зелимхану. Когда горец узнал кого он пленил, то прежде чем отпустить на свободу, предложил артисту спеть. Растроганный чувственным исполнением, Зелимхан прослезился. Расставаясь он взял с Шаляпина слово, что он никому не расскажет, что видел слезы на глазах чеченца. Великий певец сдержал слово и якобы поведал эту историю только в 1938 году на смертном одре. Трудно представить, что великий артист вспоминал о чеченском народном мстителе перед кончиной и нарушил данное ему слово, рассказав миру о минутной слабости горца, но как бы то ни было такое суждение бытует в Чечне. Аласханов старается передать большую духовную содержательность обоих персонажей, видя в них носителей разных, но возвышенных идей. Следуя излюбленной манере, художник и в этой картине отводит синеве и охре доминантные цветовые роли. Абрек стоит в полной боевой амуниции, сжимая в правой руке винтовку. Его изучающий взгляд обращен к своему пленнику. Тот гордо стоит без тени страха, не глядя на хозяина гор. Он облачен в бежевый долгополый плащ с множеством рельефных складок, переданных темными контрастирующими тонами. Его штаны и шляпа того же цвета. В скрещенных на поясе руках певец держит трость. И дабы у зрителя не было и толики сомнения, чей образ здесь представлен, автор добавляет сильнейший визуальный «аккорд» - черный галстук-бабочку. Здесь в картине мы улавливаем некоторое сходство в одеянии двух персонажей – это до блеска начищенная обувь и характерно загнутые манжеты рукавов. Свой штрих в атмосферу непривычной эстетской цивильности привносят и светлые плиты из местного известняка, на которых стоят фигуры людей. За ними обрыв и горный массив, вершины которых местами покрыты снегом. Для передачи их «воздушности» художник использовал жидкие краски. Голые деревца на краю обрыва, местами охваченные молодой листвой, свидетельствуют о наступлении весны. Справедливости ради, следует отметить несоответствие данного горного ландшафта с вышеупомянутым Дарьяльским ущельем, где согласно расхожей версии произошло удивительное пленение Ф.Шаляпина. Однако будем снисходительны к авторской романтизации родного с абреком Харачойского края, где мужество и благородство всегда ценилось превыше всего. 8.В серии картин о Зелимхане Харачоевском мы встречаем еще одно произведение «Величие и благородство» (50 х 70 см.), посвященное встрече абрека с выдающимся русским оперным певцом Федором Шаляпиным. Как и в большинстве жанровых работ цикла, художник при определении местоположения персонажа в композиции, отдает предпочтение крупному плану. Он изобразил Зелимхана и Шаляпина сидящими друг против друга на скалистом косогоре и мирно беседующими в погожий солнечный день. Абрек расположился боком к зрителю, а его собеседник в анфас. Даже винтовка, поддерживаемая абреком в вертикальном положении, не производит агрессивного впечатления. Напротив, создается впечатление, что это друзья-охотники на привале делятся своими впечатлениями. Сняв папаху, Зелимхан вероятно пытается сглазить неловкое ощущение возникшее у артиста при виде горца в боевом облачении. Глядя в сторону, прищуренными глазами, он о чем-то увлеченно повествует. Свободной рукой он обхватывает колено и зрителю видны вены на ее кисти. По обыкновению, на нем тщательно начищенные до блеска кирзовые сапоги гармошкой. Аласханов с безупречным мастерством рисует складки одежд обоих людей. Причем, на «пленнике» вполне соответствующая мизансцене охотничья куртка с меховым воротником, за распахнутым воротом которой выглядывает галстук-бабочка. Шаляпин тоже без головного убора. Его пышная светлая шевелюра удачно контрастирует с изумрудной лесной чащей, раскинувшейся вдали за его спиной на крутой горе. Он внимательно слушает человека о котором был наслышан немало и о доблести и отваге которого слагали легенды. Его руки покоятся на коленях и мы видим изящный перстень на безымянном пальце, который подтверждает принадлежность его хозяина к миру богемы и искусства. Оба прекрасно осознают, что это их первая и последняя встреча, их пути разойдутся навсегда. Картина несомненно достигает удивительного богатства образов, содержащих в себе сложные грани личности и социальной судьбы. И как бы ни сложилась их дальнейшая судьба, сейчас здесь в горах Кавказа встретились Величие и Благородство. 9.Ярким примером романтизации бунтаря-одиночки, исходящей из взволнованного личного переживания, является полотно Зайнди Аласханова «Тоска по дому» (50 х 70 см.). На нем изображен абрек Зелимхан сидящий на фоне родного сельского пейзажа. Громадный горный массив охватывающий все отдаленное пространство за спиной человека окрашен в переливающиеся светло-синий и зеленый цвета. По мере того, как лес переходит в луга, краски становятся ярче. Широкое, обмелевшее русло реки, почти белое от выступившего песчаного дна, круто изгибается и выгодно оттеняет фигуру абрека. Слева от Зелимхана высится родовая башня из горного известняки, а у подножья ее расположились дома сельчан. Винтовка удерживаемая им в вертикальном состоянии сливается с боковой стеной башни, подчеркивая ее характерных наклон. Можно усмотреть в этом своеобразную метафору. – дескать монументальный памятник родового единства неразрывно связан с силой оружия. Учитывая бытующую в те времена межродовую вендетту, такой прием следует признать весьма уместным и сильным. Однако главным в картине является тоска горца по родным и друзьям, по знакомому ландшафту и домашнему уюту… Абрек без папахи на голове. Согласно национальной традиции чеченец может находиться на людях без головного убора лишь в исключительных случаях. Например, когда он хочет продемонстрировать свое желание отказаться от кровной мести. С картины на нас глядит немолодой кавказский мужчина, лицо которого испещрено глубокими морщинами, под глазами припухлости. Всем своим видом он показывает зрителю свою усталость от тревожных и тяжелых будней. Даже густая борода и внушительные усы покрытые сединой не могут скрыть состояние его души, однако заметная решимость во взгляде не позволяет сомневаться, что он способен пройти длинный путь. Многочисленные рельефные складки на черкеске словно продолжение морщин и этот безудержный поток тонов и полутонов, значительно усиливает эмоциональную выразительность произведения. Как всегда, художник аккуратно прописывает все детали экипировки и боевого оружия, стебли и цветки полевых растений нахально расположившиеся перед абреком. С той же тщательностью написаны огромные камни близ башни, изгородь вокруг нее, сельские домики и небольшая группка тополей у подножья горы. Следует отметить, что помимо художественного и исторического интереса, серия картин Аласханова об абреке Зелимхане, обладает конечно и этнографической привлекательностью. Но особняком стоит пожалуй главная задача мастера, раскрытие глубокой духовной значимости жизни. В картине «Тоска по дому» это заметно, и потому Зелимхан Харачоевский в ней убеждает нас, что чувства не имеют возраста. 10.В картине «Выстрел сквозь века» (60 х 70 см.) запечатлен первый праведный поединок абрека Зелимхана, в котором он молниеносно выхватил винтовку и пустил пулю в лоб своему обидчику-предателю. В дальнейшем по этому «почерку» можно было отслеживать мстительный путь абрека. Он ведет бой с невидимым зрителю противником. Для прицельной стрельбы бесстрашный абрек опустился на колено. Он необычайно спокоен, уверен в себе. Для удобства он бросил на траву свою примечательную папаху. Несмотря на отсутствие драматической остроты в сюжете, стрелок заполнивший своей профильной фигурой внушительную часть пространства холста, передает нам мощную энергетику своего состояния. Достоверным фактом является то, что Зелимхан был превосходным стрелком, о его снайперских выстрелах слагались легенды. Его виртуозное владение стрелковым оружием не раз спасало в самых критических ситуациях. Умение эффективно использовать топографию местности, время суток, неожиданность действия и отвагу, делали его неуловимым и неуязвимым. Его внезапное появления наводило ужас и трепет на врагов. Его поистине мистическая неуловимость объясняется тем, что он был любим и уважаем в народе и повсеместно встречал его поддержку и заботу. Как и в других сюжетах художник показывает своего героя на фоне природы, - прекрасных лесистых гор написанных ультрамарином. Сочная зелень альпийского луга, расположенного значительно ближе к фигуре человека, удачно контрастирует с фиолетовым оттенком черкески. При внимательном изучении картины, вдруг обнаруживается маленький сельский домик, одиноко белеющий у подошвы, круто уходящего вверх луга. Можно заключить, что бой происходит невдалеке от населенного пункта, по всей видимости уже знакомого нам по другим работам художника, Харачоя. И как нередко бывает, родные стены очень помогают в трудную минуту. Название картины подводит нас к мысли о том, что эхо всякого выстрела имеет привычку отзываться спустя времена. 11. Талант Аласханова весьма заметно проявился и в его портретном искусстве, щедро раскрывающем характеры людей и запечатлевающим моменты их эмоционального состояния. Не является исключением картина «Закат» (50 х 60см.). Это портрет Зелимхана Гушмазкаева, славного представителя чеченского народа, борца за его свободу и права. Художник применил очень неожиданный творческий прием, он изобразил абрека в мохнатой темной папахе по плечи вросшего в бурую почву горного склона. Единение человека с ландшафтом настолько гармонично, что не сразу обнаруживается уникальность состояния. После ряда реалистических повествований, Аласханов неожиданно погружает зрителя в сюрреализм. Эффект усиливается также и минимализмом стаффажных объектов; розовеющей в лучах заходящего солнца горы и скромно выглядывающей из-за бугра крыши одинокой избы. Небо очень условно, его графичность вновь обескураживает и настораживает зрителя. Заданная автором визуальная шарада вовсе не призвана сбить с толку, напротив, она подобно путеводной звезде последовательно ведет от иррационального к рациональному толкованию, от частного к общему. Человек необычной судьбы Зелимхан, врос корнями в родную землю. Это ли не верное толкование аллегории и выразительное олицетворение истинного сына отечества? Его полный благородства взор обращен к заходящему солнцу. Возможно он обнаруживает сходство между солнечным закатом и закатом своего бытия. 12. С особой силой героический драматизм проявляется в картине Аласханова «Последний бой» (40 х 70 см.). В ней художник воспроизводит свое видение последних минут жизни Зелимхана Гушмазукаева. Абрек предан. Место его нахождение стало известно военной администрации Кавказа. Абрек обложен царскими карателями со всех сторон, ситуация безвыходная. Храбрый бунтарь-одиночка изображен прицеливающимся в оставленного за пределами полотна недруга. Он стоит в полуоборот на ступенях деревянной лестницы, буйно заросшей лопухами и прочими сорняками. За его спиной находится основание родовой башни, выложенное местным светлым камнем. Его борода, черкеска и папаха объединены единой траурной гаммой. Заостренные черты лица наполнены большим психологическим смыслом. Во всем его образе сплелись отвага, напряженность мысли, презрение к врагу… Тщательно выписанные кинжал и декоративные подвески на ремне резко контрастируют с темным тоном одежды, что позволило избежать ощущение инородного пятна на общем светлом фоне картины. Обилие геометрических конструкций, образуемых деревянными жердями изгороди и лестницей приставленной к башенной стене, позволяет провести параллель с клеткой-западней в которой очутился Зелимхан. Вдали от места события, видны мрачноватые очертания горы над которой нависли свинцовые тучи. В этом произведении особенно убедительно проявляется главный принцип абрека Зелимхана, «Решимость победить, - это лучший путь избежать поражения» Томас Арутюнян художник, искусствовед январь 2018 г. Вернуться назад |