Главная > Политики, общ. деятели > А.Т. Цаликов обнародовал письмо абрека Зелимхана на имя председателя Госдумы.
А.Т. Цаликов обнародовал письмо абрека Зелимхана на имя председателя Госдумы.20.-12.-2016, 22:14. Разместил: abrek |
А.Т. Цаликов фактически первым предал широкой огласке весьма интересный и важный факт в политико-правовой жизни народов Северного Кавказа, а именно - опубликовал и проанализировал письмо известного чеченского абрека Зелимхана Гушмазакаева, направленное 15 января 1909 году на имя председателя III Государственной Думы.Оно было написано арабскими буквами на чеченском языке и озаглавлено, как прошение в связи с тем, что в Государственной думе шли слушания о грабежах и разбоях на Кавказе. Автор выражал надежду на то, что депутатам небезынтересно будет познакомиться с причинами, заставившими Зелимхана, одного из самых известных абреков Терской и Дагестанской областей, преступить закон и совершать корыстно-насильственные преступления. Характеризируя вышеназванное письмо, А.Цаликов отмечал, что оно, нужно думать, написано не самим Зелимханом, который, как известно, не отличался особой грамотностью, но оно, как бы то ни было, крайне характерно рисует один из обычных путей, каким создаются на Кавказе абреки. Столкновение государственного правосознания с правосознанием народа, обусловленным известным социально-бытовым укладом, - вот источник тех жизненных драм, которые выкидывают ежегодно известный процент туземного населения за борт легальной жизни.[23] Автор отмечал, что столкновение принимает еще более острый и тяжелый характер потому, что проводники российского государственного правосознания в лице российского чиновничества на Кавказе, являются далеко не добрыми гениями для местного населения. В большинстве случаев присланные на Кавказ - это исключительно чиновники, смотрящие на свое назначение как на временную гастроль для достижения дальнейших ступеней административной лестницы. Они совершенно не любят порученное им дело, не понимают духа, характера и обычаев народа, опекать который они призваны. Не отличаясь никакими моральными достоинствами, они не пользуются среди этого населения и моральным авторитетом. Все это приводит к тому, что туземное население не верит в силу русского закона и не ждет от этого закона справедливости. Когда оно считает, что их интересы ущемлены, то оно стремится само восстановить нарушенное право, нарушая, в свою очередь, тем самым, русский закон. А.Т.Цаликов, проанализировав политико-правовые предпосылки появления абречества, пришел к выводу о том, что для того, чтобы победить абречество, необходимо «раз и навсегда отказаться от каких бы то ни было репрессивных мер по отношению к туземному населению, от мер, обрушивающихся исключительно на мирное трудовое горское население, тогда как абреки оказываются всегда за пределами досягаемости. В деле искоренения абречества автор выдвигал на первый план меры социально-правового, экономического и культурно-просветительского характера. В статье «Армия синего канта» А.Цаликов писал о петиции, которую направили служащие почты и телеграфа депутатам Государственной Думы из Ростова-на-Дону. Они просили увеличить им зарплату на 40% . «Думать, что нынешняя Государственная Дума в состоянии провести в жизнь плодотворную реформу хотя бы для почтовых чиновников – мечта… Больше – утопия…», - делал вывод автор. С.Р. Чеджемов «Конституциализм и парламентаризм народов России (на материалах Северного Кавказа» (Владикавказский институт Управления) Наша справка: Цаликов (Цаликати, тат.: Салихов) Ахмед (1882–1928) — политический деятель. Родом из семьи осетина-мусульманина. В 1899 го¬ду поступил на юридический факультет Московского университета, где принял участие в студенческом движении, затем социал-демократ, меньшевик. С 1915 года — издатель татароязычной газеты «Суз» («Слово») в Петербурге, член бюро при мусульманской фракции Госдумы. После Февральской революции — председатель Временного Центрального бюро российских мусульман. На I Всероссийском мусульман¬ском съезде 1917 года выступил с докладом о национально-государственном устройстве России, где поддержал проект национально-культурной, а не территориальной автономии, но оказался в меньшинстве. На съезде избран председателем Всероссийского мусульманского совета (Милли Шуро). Он стал депутатом Учредительного собрания от Симбирской губернии и возглавил в нем мусульманскую социалистическую фракцию. Цаликов отказался от сотрудничества с Советской властью, и 22 мая 1918 года Милли Шуро было распущено ею. В 1918 году возглавил меджлис горских народов Кавказа в Тбилиси, в 1921 году эмигрировал. Ахмед Цаликов считал, что кавказские абреки – разбойники поневоле, «жертвы темперамента, аффекта, народных обычаев, носящих в иных случаях кровавый характер, часто это и жертвы общественной или административной несправедливости». Вернуться назад |