Главная > Знаменитые чеченцы > Сугаип-мулла Белгатоевский. ЖЗЛ
Сугаип-мулла Белгатоевский. ЖЗЛ11.-01.-2017, 03:06. Разместил: abrek |
В статье приводятся биографические сведения, раскрывается религиозная и политическая деятельность известного суфийского шейха Чечни Сугаипа-муллы Белгатоевского, последователя накшбандийского тариката. При написании статьи использованы сведения, полученные авторами в ходе опроса родственников шейха, его односельчан, а также собранные из разных источников сведения, факты, отраженные в архивных документах, литературе, газетных материалах, арабо-графических текстах. На этой основе решалась задача реконструкции жизни и деятельности шейха, религиозных и общественных взглядов, некоторые из которых до сих пор сохраняют свою ценность для анализа истории и культуры чеченского народа. Биографические сведения Предки Сугаипа-муллы происходят из чеченского тейпа «белгатой», являющегося частью более древнего тайпа «садой». Отец Сугаипа-муллы Гойсум родом из с. Верхний Белгатой. Согласно семейным спискам жителей Ичкеринского округа, проведенного 15 марта 1867 года, Гойсум Даудов со своей семье проживает в с. Агишты. Его возраст составляет 80 лет, его жена Маса (мать Сугаипа) в возрасте 70 лет, Сугаипу – 30 лет, а его младшему брату Мухаммаду – 4 года. Получается, что Сугаип родился в 1827 году. Но его правнук Абдул-Кедир, ныне проживающий в с. Шали, подвергает сомнению эту дату, считая, что его предок родился в 1818 году. Дата смерти Сугаипа-муллы считается 1932 год, а умер он в возрасте 114 лет. Его дядя по матери утверждал, что Сугаип родился в Белгатое и в двухлетнем возрасте вместе с семьей вынужден был покинуть это село, опасаясь мести со стороны кровников (по легенде, отец его Гойсум убил человека). Сначала семья остановилась в селении Махкеты. Так как в соседнем селении Агишты не было образованного муллы соборной мечети, Гойсум был приглашен в это село, и семья его также переехала жить в Агишты. Гойсум долгие годы жил в Агиштах служил в местной мечети, в этом селе он умер и похоронен. По некоторым сведениям, он был лично знаком с Мухаммадом Ярагским, с именем которого связано распространение в Дагестане и Чечне тариката накшбандийа в начале 20-х годов ХIХ века, а также с Ташу-Хаджи Саясановским – одним из первых его мюридов, ставшим в последующем шейхом, основателем так называемой саясановской ветви накшбандийа. Агиштинцы утверждают, что Сугаип родился в их селе, но это утверждение неверно. Народное предание утверждает, что его отец Гойсум и другие некоторые другие его предки жили в Белгатое. Сторонник просвещения народа Гойсум считается одним из немногих чеченцев, получивших традиционное духовное образование, исторически сформировавшееся на Северном Кавказе. По одним данным, он получил религиозное образование в дагестанском с. Кумух, а по другим – в с. Эндери. Гойсум с детского возраста учил своего сына Сугаипа арабской грамоте, чтению Корана и его комментированию на чеченский язык. Результат такого обучения оказался успешным, к 15 годам он знал Коран наизусть. Он становится одним из немногих среди чеченцев признанным хафизом. О его глубоком знании Корана шли легенды. Очень часто отец развитому не по годам сыну поручал дать толкования и разъяснения смыслов различных положений Корана. Согласно преданию, в молодые годы, достигнув высокий уровень религиозной образованности, он произнес следующую знаменательную фразу: «Если бы все экземпляры Корана, существующие в мире, вдруг поглотило бы море, то я смог бы восстановить его, не потеряв ни одного знака». Такое заявление мог позволить себе уверенный в своей памяти и способностях, молодой и деятельный человек. Однако его правнук подвергает сомнению это бытующее в общественном мнение высказывание. Предполагают, что когда в Шали освободилось место муллы мечети, то он был приглашен на эту должность и в течение сорока лет (с некоторыми перерывами) до самой смерти он служил делу духовного воспитания своих односельчан. Сугаип-мулла обладал уникальной библиотекой. После его ареста в годы Советской власти из его дома на 13 арбах были вывезены книги религиозного содержания и его личные рукописи. Эта библиотека, как считают его родственники, было опечатана и хранилась в долгое время в запасниках МВД ЧИАССР. Абдулла Киндаров, последователь вирда Сугаип-муллы, известный государственный и общественный деятель ЧИАССР, рассказывает, что в 1961-1963 гг., будучи секретарем ОК ВЛКСМ, он познакомился с Абузаром Айдамировым, известным писателем. В 1963-1968 гг., будучи первым секретарем Ножай-Юртовского РК КПСС, его знакомство с ним переросло в настоящую дружбу до самой смерти писателя. В начале 70-х годов ХХ столетия Абузар был направлен в Москву в Литературный институт им. Горького и по просьбе А. Киндарова занимался поиском архива Сугаипа-муллы. Оказалось, что архив, в котором он искал его библиотеку, был закрыт, а доступ к нему был ограничен. После Абузара Айдамирова попытка разыскать архив Сугаипа-муллы не предпринималась. В своем творчестве А. Айдамиров раскрывает отношение Сугаипа-муллы к просвещению, религиозным и светским знаниям. С его точки зрения, мусульманин обязан изучать исламскую науку. В исламе имеется все то, что облагородит и осчастливит человека в жизни и в смерти. Для мусульманина знание обязательно. Сугаип-мулла исходит из того, что человек живет на земле, поэтому ему необходимо изучать и светские науки. Опираясь на священный Коран, Сугаип-мулла заявлял, что божественное слово призывает приобретать знания, почитать тех, кто владеет ими, обладающих знаниями и невежественных людей нельзя ставить на одну ступень, поскольку ученые выше, в поисках знаний следует отправляться даже в Китай. Пророк сказал, что одного ученого дьявол боится больше, чем тысячи неучей. «Наука учит человека познавать мир, природу, жизнь, людей, добро и зло, учит остерегаться от бед и несчастий. Безграмотный человек, как и безграмотный народ, является темным, слепым и глухим. Он не помнит хорошее и плохое в своей истории, забывает о своих прежних ошибках. Вследвие этого он не знает, что ему делать сегодня и завтра, как уберечься от опасностей. Он повторяет старые ошибки. И недруги легко обманывают его, держат в рабстве. А клевета, сплетни и злодеяния были среди народов во все времена… В большинстве своем чеченцы – благородные, отзывчивые, терпеливые люди. Если их просветить, научить чистой религии, они способны отказаться от всего недозволенного Аллахом». Сугаип-мулла понимал, что чеченцы не знали арабского языка, что они не могли изучать Коран, шариат, исламскую литературу, которые из-за отсутствия алимов невозможно было перевести на чеченский язык. Сугаип-мулла сам пытался осуществить переводы основных требований, которые предъявляются исламом к верующему. Как отмечает А. Духаев, Сугаип-мулла был автором арабо-графических текстов «Правописание ЧIа, Ча, Кха, КIа, Га, ЦIа, Ца и их смысл», «Намаз на чеченском языке», «Надежда на справедливость», «Просвещение для народа», «Корни международного Корана», «Словарь на пяти языках», изданных в Темир-Хан-Шура (Буйнакск). Кроме того, он писал стихи на чеченском языке, основанном на арабском графике – аджам. Известно, что в Темир-Хан-Шуре (ныне город Буйнакск) были изданы семь наименований книг и трактатов Сугаипа-муллы на различные религиозные темы, в том числе и по истории ислама, ритуальным практикам и даже по чеченскому языку. В 1904-1905 гг. Сугаип-мулла разработал оригинальную графику чеченской письменности на основе арабского языка, называемой аджам. Оригинал текста алфавита Сугаипа-муллы, опубликованного на арабском языке, хранился в НИИ истории, языка и литературы в г. Грозный. Судьба этого раритета после войны неизвестна. Интересно, что Сугаип-мулла по этому алфавиту писал религиозные книги, которые переписывались его учениками. Сугаип-мулла являлся сторонником просвещенного ислама. Как отмечает Абдулла Киндаров, он в свое понял, что «если не предать бумаге наше прошлое, обычаи и традиции, то мы останемся народом без прошлого». Когда Советская власть в Чечне стала утверждаться, он настойчиво обращался к чеченцам, чтобы они отправляли своих детей в советские школы для получения образования. В памяти народа он сохранился как глубоко образованный и добропорядочный человек. Достаточно сказать, что многие образованные богословы того времени заявляли, что, если бы случилось чудо и рассыпался бы Коран, то вновь его собрать способен был бы только Сугаип-мулла. Бывший муфтий Чеченской Республики, известный богослов и мужественный человек Мадин Махмуд из Новых Атагов, принадлежавший к кадирийскому тарикату, отправлял вирд накшбандийскому шейху Сугаип-мулле. До сих пор в народе существует его знаменитое высказывание Сугаип-муллы: «Къоламо шен дена дакъа лоху, къолано шен дена дакъа лоху». Его буквальный перевод таков: «Карандаш своему хозяину приносит пользу, а воровство – труп». Колоритность поговорке придают чеченские слова «къоламо» («карандаш»), «къолано» («воровство»), отличающиеся друг от друга одной только буквой, а также омонимы «дакъа» («часть», «польза») – «дакъа» («труп»), одинаковые по написанию слова, но имеющие различные смыслы. Последователь Накшбандийа Гойсум, отец Сугаипа-муллы, считается последователем Ташу-Хаджи Саясановского. Сугаип-мулла получил право возвещать тарикат накшбандийа от Хож-Ахмада, последователя Абу (Бешир)-шейха. Он и посвятил его в шейхи. Он находился в дружеских отношениях с известным алимом Чечни, главой Мехк-Кхиэла (Совета Страны) Элахом-муллой. Эти отношения продолжались до его ареста по делу пропажи золота царского подполковника Шиды Эльмурзаева. По сведению одного из наших респондентов, в первой четверти ХХ столетия Элах-мулла из ЧIаьнти-Юрта (Терское) был посвящен в тарикат накшбандийа шейхами Абу и Апти из Аксая (Ташкичу). Позже Элах становится муллой в Новых Атагах, где в течение многих лет выполнял религиозные функции. За глубокое знание шариата, справедливое отношение к людям алимы Чечни избрали его руководителем Мехк-Кхиэла (Совета Страны). И назвали его Воккха-молла (Большой мулла). А. Духаев дает следующие сведения о нем: «Элах-мулла (Алихан) из ЧIаьнти-Юрта (Терское) родился в 1836 году в семье Дебира Ибиева из тайпа аьнганой. Был любимым учеником Абу-шейха из Аксая. После того, как устаз дал ему право самостоятельно готовить мюридов, Элах-мулла (Алихан) Дебиров открыл свою суфийскую школу. 12-13 лет он проработал также кадием села Новые Атаги нынешнего Шалинского района, где сменил Берса-моллу. Некоторое время Элах-мулла руководил также Махкамом (судом) Грозненского округа. В архивных документах зафиксировано, что Элах-мулла (Алихан) Дебиров являлся «учителем-проповедником-устазом, проповедовавшим пришествие в Чечню Магда («Махди» – «Мессия») и великого Имама, приобретшим значительное влияние между туземцами Грозненского округа и мечтавшим о значительной политической роли». Еще при жизни он имел право проповедовать тарикат накшбандийа Абдул-Азизу (Докке) Шаптукаеву из Старого-Юрта и Дени (Деда) Арсанову из Кень-Юрта. Они стали проповедовать тарикат накшбандийа, осуществлять «тоба» (вовлекать последователей). Элах-мулла стал жертвой несправедливости. По ложному доносу Элах-мулла, имевший дружеские отношения с Ш. Эльмурзаевым, был арестован и сослан, обвиненный в похищении 20 тысяч рублей серебром царского подполковника Шиды Эльмурзаева из Старого-Юрта. По пути в ссылку он умирает на корабле 12 шавваля 1304 года (понедельник, 4 июля 1887 г.). Мутуш Мангаев из Кень-Юрта, тоже следовавший вместе с ним в ссылку по тому же делу, искупал и бросил в море труп шейха. О факте смерти он рассказал, вернувшись из каторги после отбытия срока наказания». На камне, находящемся в символическом зиярате Элаха-муллы в с. Ч1анти-Юрт, Сугаип-мулла написал эпитафию. Перевод текста эпитафии с арабского языка на чеченский язык осуществлен Турпал-Али Джабраиловым. Русский вариант построчного чеченского перевода, осуществленный авторами, приводим ниже: «Камень я, всяк может меня погладить. Благодатный родник, щедрая душа, Мулла Элах – я. Халиф я шейха всех шейхов – Башир-шейха, Посетивший меня – крепок духом, Пришел с любовью – и другие придут. Дружи с авлийями, взывая к Всевышнему. К Истине их души они направляют. Да благославит тебя Бог! Я – Элах-мулла, устремленный к Нему». Бытует мнение о том, что перед своей ссылкой Элах-мулла выдвинул руководителем Совета Страны Сугаипа-муллу. Зоной влияния Элаха-муллы была Большая Чечня, она перешла под влияние Сугаипа-муллы. В Аксае, в центре накшбандийа на Северном Кавказе, было решено разделить эту зону на четыре части. В связи с этим образовались пять-шесть новых вирдов вместо одного. Устазом одной из зон с центром в Шали стал Сугаип-мулла, в Урус-Мартане – Солса-Хаджи, в Дойкар-ойла – Докка и Дени – шейхи, Умалт-шейх – в Сержень-Юрте. Он активный участник организованного большевиками съезда чеченского народа, который состоялся в начале 1923 года в Урус-Мартане. На этом съезде он выступил с речью в поддержку советской власти. Именно его участие, влияние на массы верующих явились фактором, принятия чеченским крестьянством советской власти. В истории Чечни этот исторический факт не зафиксирован. Так, во втором томе «Очерков истории ЧИАССР» утверждается, что «16 января 1923 года в селении Урус-Мартан при активном участии А.И. Микояна, К.Е. Ворошилова и С.М. Буденного состоялся съезд трудящихся Чечни, на котором провозглашена Чеченская автономная область» [10, с. 92]. Об этом съезде чеченского народа, состоявшемся в Урус-Мартане, ничего не сказано в «Истории Чечни» [6, c. 308]. Однако в ней приводится событие, предшествовавшее ему – постановление Президиума ВЦИК СССР от 30 ноября 1922 г. об образовании Чеченской автономной области. Процесс становления советской власти в Чечне имел сложный и противоречивый характер. В общественном мнении того времени бытовали различные идеи поиска независимости горских народов, освободившихся от царской империи, разрушенной большевиками, меньшевиками и пр. силами. Присутствовали идеи, имеющие разновекторные ориентации, были сторонники сохранения монархии, сторонники и противники советской власти, сторонники создания объединенного светского государства народов Кавказа и шариатского государства. В этом процессе принимали участие известные общественные, религиозные деятели А. Мутушев, А. Шерипов, Т. Эльдерханов, Дени Арсанов, Сугаип-мулла, Али Митаев, Ибрагим-Хаджи, Белу-Хаджи, Джу Акаев и многие другие известные чеченцы. Участники съезда Сугаип-мулла, Т. Эльдерханов поддерживали советскую власть, которая ими характеризовалась как народная, а чеченский народ призывался на ее поддержку. Ее противником был Али Митаев, выступивший с речью, в которой говорил, что у большевиков на языке мед, под языком яд, им нет веры, немного окрепнув, они обезглавят наш народ, заберут лучших наших сынов, будут их пытать, мы не будем хозяевами нашей земли, богатств, мы перестанем быть мужьями своих жен. Он призывал не спешить с поддержкой советской власти [11, c. 80]. Тем не менее, Али Митаев стал членом Ревкома ЧАО, отвечал за охрану железной дороги от Чечни до Хасавюрта. Хотя в последующем он был репрессирован, расстрелян. Есть легенда, что Сугаип-мулла был прекрасным стрелком, на стрельбище с офицерами царской армии в Шалях он выиграл пари и был одарен часами. В 1924, и в 1928 годах советская власть его подвергала аресту, причиной тому – его религиозный авторитет. Это происходит независимо от того, что он выступал в 1923 году на съезде чеченского народа в присутствии С.М. Буденного и А.М. Микояна и призывал народ признать советскую власть. Но его речь ни в устной, ни письменное форме не сохранилась. Его дом советская власть конфисковала (есть и другая версия, что сам шейх его добровольно передал власти, мотивируя свою лояльность к ней), в этом доме размешался районный суд, потом отделение милиции, которое и поныне там. Сугаип-мулле принадлежит знаменитое высказывание: «Къоламо шен дена шен дакъа ло; къолано шен дена дакъа ло», в этих словах есть глубокий философский смысл, смысл знания, смысл чести и бесчестия, закона и незаконности, святости и греховности. Умер Сугаип-мулла в 1932 году в селении Шали и похоронен на сельском кладбище, и тогда и поныне его могила является местом паломничества его сторонников, над могилой сооружен къуб и он является зийаратом. У Сугаипа-муллы было двое сыновей – Аббас и Имран. Аббас в переломный момент, когда совершалась революция был общественным лидером. Он умел читать Коран, но богословом не был. В 1920 году Аббас входил в Ревком Чечни на правах Наркома земледелия, когда советская власть сделала резкий поворот против религии, он оказался в немилости и вел частную жизнь. Известно, что Аббас, как и его отец, был сторонником получения образования чеченскими детьми и во время депортации народа в Казахстан решительно требовал, чтобы родители непременно отправляли детей в школы. Он умер в 1965 году и похоронен рядом с отцом на кладбище г. Шали, и у них с отцом один зийарат. Второй сын Имран был религиозно-образованным человеком. С ранних лет исполнял секретарские обязанности при отце, издал типографским способом несколько книжек по исламу. По преданию Сугаип-мулла жил 118 лет, по данным переписи населения он жил 95 лет. Все записанное нами, записано со слов Абдуллы Киндарова, известного в Республике человека. К сожалению, о сохранности арабо-графических текстов у наследников Сугаипа-муллы моему собеседнику ничего не было известно. Член Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР П.А. Задорожного, побывав в командировке в ЧИАССР 30 августа 1960 года, он писал, что братство Сугаипа-муллы содержит 80 человек. Оно распространено в Шалинском районе и его возглавляет Аббас Гайсумов, который организовывает моления у себя дома, также в с. Белгатой и в некоторых других населенных пунктах [12, c. 948]. Моральный авторитет мусульманского духовенства Чечни, как известно, завоевывался у населения упорной многолетней борьбой против царизма. Сугаип-мулла – один из главных фигурантов этой борьбы. Он вел борьбу против царизма, организовал шариатский полк в войне против белогвардейцев в Чечне. Сугаип-мулла на шариатском суде рассматривал дело о воровстве, в котором был замешан его односельчанин и однотайповец. После того как судья вынес справедливое решение, осудившее однотайповца, тот стал его укорять в том, что, будучи отнотайповцем-белгатоевцем, он не занял его сторону. Судья ответил, да, мы-то с тобой белгатоевцы, но ведь шариат-то не белгатоевцы создали. Состарившиеся скотокрады пришли к Сугаипу-мулле и рассказали о своих похождениях. Когда раскрывалась совершенная ими кража, они уклонялись от ответственности и избегали наказания. После красочного описания своих деяний воры спросили, что же их ожидает в загробной жизни. Сугаип-мулла ответил: уклоняясь, Вы, попадете в ад [1, с. 7]. Сугаип-мулла, оказавшись в ссылке в Калуге, вспоминая сосланного по ложному обвинению своего друга, шейха Элаха, сочинил о нем назму (религиозную песню). В ней сообщается, что, сочинившие ложь о нем, опутали его, а потому он подвергнут аресту. Закованный в железные кандалы, сослан в Сибирь, над ним совершено большое зло. «Насильники проигнорировали, – поется в назме, – его глубокую ученость и иссушили море знаний». В назме поется, что истинных мусульман вылавливают, как диких животных. Обращаясь к Всевышнему, Сугаип-мулла восклицает: посмотри, как они издеваются над ними, спаси их от вероломства! [1, c. 10-15]. Социально-философские воззрения На основе своего наблюдения чеченского общества, действующих в нем лиц и политических сил Сугаип-мулла составляет концепцию иерархического общественного устройства и показывает трансформации, происходящие в нем. Для выявления ее основных позиций мы опираемся на публикацию «Так говорил Сугаип-мулла» [13], опубликованную в 1999 году в газете «Ичкерия». В основе этого материала лежит рассказ Абузара Сумбулатова. Сугаип-мулла считает, что общество состоит из двух слоев: высшего и низшего. К первому слою он относит народ, ко второму – рабов. Описывая низший слой, он утверждает, что в него входят великое множество людей, разделяющихся на три типа. Первый тип низшего слоя отличается низким ростом, непривлекательной внешностью, ограниченным умом, склонностью к чрезмерной еде, питье, сну и активному размножению. На чеченском языке он дает этим людям название «1уьтнаш» – «чурки». Второй тип низшего слоя – это те, кто ростом немногим превосходят первых, они энергичны, всегда шумящие во время разговора, подпрыгивающие на пятках. Их он называют «хардангаш» (чеч. харданг – гортань, в переносном смысле – петушок, у которого прорезался голос), которым послушны чурки. На тысячу чурок приходится один петушок. Третий тип низшего сословия – это «бежлой», то есть «козлы». Их характеристика такова: высоки ростом, имеют привлекательную внешность, одеваются со вкусом, не имеют своего ума, но они научились складно говорить. Их пристально внимают 1уьтнаш и хардангаш. На тысячу «харданг» приходится один «бож». В определенный исторический период «бож» оказывает влияние на «хардангаш», заводит, возбуждает их, а те в свою очередь приводят в волнение «1уьтнаш». Объединившись под влиянием «козлов», они устраивают смуту, потрясают страну, позорят нацию. Как видно, этот маргинальный социальный слой, по мнению Сугаипа-муллы, представляет собой большую опасность для общественного развития. Высшее сословие чеченского общества, по мнению Сугаипа-муллы, делится на следующие типы: «боьрш» («мужчина»), «стаг» («настоящий человек»), «къонах» («рыцарь», «герой», «витязь»). «Боьрш»-мужчина выражает и отстаивает интересы своего дома, двора и отвечает за состояние дел на локальном участке общества. «Стаг» -«настоящий человек» ответственен за село, район. «Къонах» – «герой» ответственен за страну, край. Он рождается в сто лет один раз, хорошо, если на один век их будет несколько. Видя смуту, устроенную низшим сословиям, осуждая их действия, высшее сословие часто самоустраняется от общественных, общенациональных дел. Пользуясь этой пассивной позицией высшего сословия, чурки, петушки и козлы устраивают безобразия, беспорядки, устраивают бесчинства. Таковы метафорические высказывания Сугаипа-муллы, переведенные нами на русский язык. Конечно же, сравнение общественной системы с животным миром – это редукция – сведение сложного, противоречивого социального организма к простому биологическому организму, то есть упрощение. Эта схема, которая не может дать адекватной картины социальных отношений, социальной стратификации, складывающейся в обществе. Сугаип-мулла, наблюдавший иерархические отношения, присущие животному миру, экстраполирует их на социальную систему. В философии этот метод называют редукцией, и он часто используется для осмысления более сложных явлений, сводя их к простым, пытаясь применить известные законы к неизвестным. Такое сравнение с определенной долей приближения допустимо к анализу общественных отношений, позволяющих раскрыть социальное расслоение, хотя оно условно, в значительной мере умозрительно. Концепция Сугаипа-муллы о социальном хаосе, устраиваемого маргиналами, изложенная в упрощенно и в метафорической форме, в определенной мере подтверждается общественной практикой начала 90-х годов ХХ века. Отход национальной интеллигенции, здравомыслящих людей, получивших основательное образование, являвшимися известными специалистами в области промышленности, сельского хозяйства, учителями и врачами, от активной жизненной и политической позиции привело к тому, что социальные маргиналы, воспользовавшись кризисом власти в СССР, в регионах страны, сумели совершить государственный переворот в Чечне под предлогом создания независимого от Российской империи чеченского государства. Созданное им «государство» превратилось в криминальный анклав, в котором отсутствовал закон, общественный порядок. Совершались такого рода преступления, которые в брежневский период были немыслимы. Дело доходило до того, что чеченцы похищали чеченцев, требовали выкупа. Они, следуя бесконечным инстинктам жадности, воровали, грабили все, что осталось от многочисленных предприятий, складов, созданных советской властью. В некоторых селах были построены благоустроенные подвалы для содержания за мзду похищенных людей. Это было время торжества социальных маргиналов, устроенного ими не только политического хаоса, но и криминального режима. Помнится, когда во время грабежа воинских складов «1уьтнаш» громили склады, растаскивали оборудование, продукты, обмундирования. Они уносили все то, что им попадало в руки: солдатские кальсоны, портянки, свиные консервы. Выхватывая друг у друга, наворованные вещи, устраивали драки. При этом демонстрировалась вся их глубинная суть – отсутствие чести, достоинства. Это было время маргиналов, эта была их стихия. Им характерна была алчность, каждый из них стремился урвать свой кусок счастья от гибнущего государства. Эта категория людей совершенно не думала над тем, что на несчастье нельзя построить счастье. Маргинальный слой в обществе значителен и в современных условиях, его представители часто мелькают на экранах ТВ. Нет сомнения в том, что при очередном политическом повороте в центре, регионе он активизируется, осуществляя свою разрушительную деятельность. В условиях социального и духовного кризиса в обществе периодически воспроизводятся меркантильные и аморальные ценности, часто их носителями и являются социальные аутсайдеры. В такой социальной обстановке достойные, образованные и нравственные люди, интеллектуалы, входящие в высший слой общества, оказываются сначала в самоизоляции, а затем в искусственной изоляции. Они не вписывается в систему новых социально-политических отношений. Такая ситуация сложилась в России, когда интеллектуальная часть общества была оттеснена на периферию общественной жизни слоем «нуворишей», отличающихся жестокими «хватательными» способностями. «Прощай разум, долой мораль!», думается, – приемлемый лозунг маргинального слоя общества. В.Х. Акаев, д. филос. н., академик АН ЧР М.Д. Солтамурадов, к. филос. н., ведущий научный сотрудник ИГИ АН ЧР Источник: ИА "Чеченинфо" Вернуться назад |