Главная > Знаменитые чеченцы > Альви Дениев. Незабвенный кумир публики

Альви Дениев. Незабвенный кумир публики


11.-01.-2017, 03:37. Разместил: abrek
Стужа сталинизма рано полоснула тесаком по сердцу Альви Дениева. Чекисты в 1937 году расстреляли его отца Али. И тихая печаль, на всю оставшуюся жизнь, поселилась в глазах его матери Секент. Однако несмышленыш Альви был еще очень мал и не понимал всей трагической глубины происшедшего. Он рос озорным и жизнерадостным мальчиком, был очень подвижным. Любил шумные компании и задорные игры. Главное – в этом человечке с раннего детства чувствовался мужской характер, стержень человечности.
Родился Альви Дениев 15 мая 1932 года в поселке Черноречье, что в пригороде Грозного, и в школу пошел накануне грозовых сороковых, когда в воздухе пахло гарью паленого И, наверное, поэтому Альви Дениев, когда подошло время идти в школу, заставил свою мать перешить старую отцовскую шинель в детское пальто и даже буденовку надел, которую хранил в память об отце, как самую дорогую реликвию. Таким и запомнился Альви Дениев одноклассникам: в форме бравого красноармейца. Но окончить школу в родном Черноречье Альви Дениеву не удалось. Нежданной бедой заскрипело хмурое утро 23 февраля 1944 года. Чеченцев и ингушей депортировали в Среднюю Азию.
Не обошла эта горькая участь и семью Секент с ее малыми детишками. Мытарства, выпавшие на долю спецпереселенцев, во всей «красе» испытали и Дениевы. Голод, холод, унижения и оскорбления сыпались на них пригоршнями. Каждая чеченская семья в середине прошлого столетия была умыта кровью и слезами. Горше всего была тоска по земле отцов. Однако Альви Дениев не падал духом. Он искренне верил в свою счастливую звезду, еще больше верил в чудодейственную милость Всевышнего. Прерванную из-за сталинского геноцида учебу, при первой же возможности продолжил в вечерней школе. Затем стал работать токарем на заводе. При этом необходимо отметить, что у Альви Дениева были прекрасные вокальные данные. Он пел божественным голосом. И не просто там какие-то модные эстрадные шлягеры. Он знал и пел многие арии из известных опер. Мечтал поступить в консерваторию. Рисовал отменно. Умел накладывать грим, что немаловажно для будущего артиста. Но и это еще не все. Во всей Алма-Ате не было человека, который мог бы отбивать чечетку так, как это делал Альви Дениев. Характерная особенность этого танца заключается в ритмической ударной работе ног. Чечетку еще степом называют. От аглийского слова СТЕП, что в переводе означает «шаг».
В сороковые годы в голливудских музыкальных фильмах иногда присутствовали сюжеты со степом в исполнении знаменитых артистов Фреда Астера, Пола Дрейпра и Рей Болжера. Обладающий абсолютным музыкальным слухом Альви Дениев, видимо, перенял у них ритмику и мелодию этого сложнейшего вида танца и исполнял его весьма виртуозно. Что можно тогда говорить о национальном чеченском танце!? Его Альви Дениев исполнял самозабвенно, завораживая зрителей своей кипучей энергией и темпераментом. Альви Дениев был неисправимым романтиком. Он даже первенца своего назвал Казбичем, в честь любимого персонажа из «Героя нашего времени» М. Лермонтова. Настолько близко и дорого было ему все, что связано с Кавказом. А вопиющая несправедливость к родному народу, то бишь, депортация, каленным железом обжигала ему сердце.
В октябре 1956 года прошел ХХ съезд КПСС, на котором был развенчан культ личности Сталина. Сняты все обвинения со спецпереселенцев. Чеченцам и ингушам было дозволено вернуться на историческую Родину. Творческая интеллигенция чеченцев и ингушей прилагала огромные усилия, чтобы приблизить этот заветный час. Редакция чеченской газеты «Къинхьегаман байракх», созданная под эгидой Министерства культуры Казахстана, в те времена была цитаделью патриотических идей и их оптимальных решений. Здесь ежедневно собирались все, кому не безразлична судьба своего многострадального народа. Именно здесь начал возрождать, при первой же возможности, Абдула Хамидов и чеченский государственный ансамбль песни и танца. От желающих записаться в него не было отбоя. Тем более, что прошел слух: работники культуры поедут первыми домой в восстановленную Чечено-Ингушетию. А посколько в окрестностях Алма-Аты жило очень много выходцев из Черноречья, то и в ансамбле Абдулы Хамидова их оказалось больше. Но какие имена!? Каждое имя впоследствии стало легендой чеченской культуры. Валид Дагаев, Шита Эдисултанов, Альви Дениев… Хотя в самом ансамбле Альви Дениев работал недолго. По возвращению на землю обетованную, как только восстановили Чечено-Ингушский Государственный драматический театр имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова, Альви Дениев перешел в труппу этого прославленного коллектива.<
И в первом же спектакле получил серьезную роль красного командира Севастьяна Тымчука. Спектакль был поставлен по пьесе Халида Ошаева «Асланбек Шерипов» режиссерами Л. Горькой и М. Минаевым, рассказывал о кровопролитных боях Красной Армии с полчищами генерала Деникина. Речь идет о феврале 1919 года когда частям Красной Армии приходится на некоторое время оставить Грозный. Эвакуацией города и занимается Севастьян Тымчук при поддержке Гикало и Носова. Тымчук в исполнении Альви Дениева смел и решителен. Полон жизнеутверждающего оптимизма. Таким сыграл его Альви Дениев, успешно справившись с возложенной на него создателями спектакля задачей. В 1958 году национальный театр Чечено-Ингушетии восстановил из довоенного репертуара спектакль «Храбрый Кикила» режиссера Гаруна Батукаева и некоторое время Альви Дениев играл в нем главную роль. В этой грузинской сказке для взрослых актер Альви Дениев доказал, что диапазон его творческих возможностей необычайно широк, а комические сцены, так это вообще его родная стихия. Об этом свидетельствует и спектакль «Волны Терека», поставленный режиссером Гаруном Батукаевым по одноименной пьесе Магомеда Мусаева. Кстати, «ВОЛНЫ ТЕРЕКА» первая пьеса на чеченском языке о Великой Отечественной войне. В этом спектакле Альви Дениев создает сразу два сложных образа. Ему доверили роль Межи, бывшего кулака, люто ненавидящего Советскую власть, готового за медный пятак продать Родину. Альви Дениев играл его сочно, шаг за шагом оттачивая колоритный образ маститого врага. В этом же спектакле он играл и молоденького солдатика, балагура и весельчака. Эдакий своеобразный чеченский вариант Василия Теркина. Его Альви Дениев играл особливо темпераментно, заряжая зрительный зал бодростью духа и увереностью в завтрашний день.
Конец пятидесятых и начало шестидесятых годов прошлого столетия ознаменовались для чеченского национального театра появлением целой плеяды новых драматургов. Вслед за Магомедом Мусаевым принес новую пьесу в театр и Нурди Музаев. Она называлась «Самые дорогие» и была на злобу дня того времени. Рассказывала о достижениях коллективного аграрного хозяйства одного из сел Чечено-Ингушетии. Заслуженный артист Чечено-Ингушетии, режиссер Гарун Батукаев взялся за постановку этой пьесы и сделал добротный спектакль, где было много музыки и веселья. Альви Дениев играл в этом спектакле роль колхозника Элабека, добросовестного труженика, ударника коммунистического труда, интернационалиста. Забавное время. Труженики полей ценятся как космонавты. И они дружат между собой не только семьями, но и целыми республиками. Ездят друг к другу в гости, влюбляются, женятся, объявляют социалистические соревнования и при этом живут в твердом убеждении, что своим активным трудом приближают зори коммунизма. Элабек Альви Дениева по всем параметрам выдерживает высокую планку героя труда того времени. Блистательный актер Альви Дениев мастерски лепит образ самоотверженного труженика, хозяйственика, и просто порядочного человека.
После спектакля «Самые дорогие» по одоименной пьесе Нурдиина Музаева актера Альви Дениева заметили. Репертуарный план театра отныне строился и с учетом амплуа именно актера Альви Дениева. К таковому можно отнести и спектакль «Молла Насреддин» режиссера Петра Харлипа по одноименной пьесе А. Соловьева и В. Витковича в переводе Билалы Саидова. Рассказы о Молле Насреддине живут в народе более семи веков. Они передаются из уст в уста. О нем написано сотни книг, где восхваляется его смелость и решительность, остроумие и находчивость. Самое главное народ ценит в Молле – Насреддине его неподкупную совесть и умную насмешку над всем, что достойно осмеянию. Ученные мужи очень давно и долго спорят о национальной принадлежности Молы Насреддина. Однако в исполнении Альви Дениева его герой был чисто чеченского происхождения. И дело вовсе не в том, что талантливый актер в своей игре замыкался в узких рамках национального патриотизма. Просто сценический герой был близок актеру по духу и роль ему была по душе. Альви Дениев играл своего Моллу-Насреддина неистово, с озорным весельем, комедийным огоньком. Альви Дениев создал добротный образ «возмутителя спокойствия», активного носителя мыслей и чувств простых людей, их представления о социальной спираведливости, их оптимизм и жизнерадостность, которые не под силу убить самому жестокому тирану.
Следует отметить, что подобный спектакль уже был в репертуаре Чечено-Ингушского Государственного драматического театра имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова. Накануне Великой Отечественной войны драматург Нурди Музаев совместно с режиссером В. Вайнштейном написали остроумную комедию «Мекхаш-Мирза» на основе фольклорного материала. Комедия с успехом шла на сцене национального театра вплоть до депортации чеченцев и ингушей. Очень скоро после восстановления Чечено-Ингушетии спектакль был возобновлен режиссером Гаруном Батукаевым. Вначале Альви Дениев играл роль жухурга в этом спектале. Играл выразительно, смешно. Особенно потешной была сценка, где жухарг Альви Дениева пел, аккомпанируя себе якобы на гармонике. Гармонику заменяла подушка. Зал хохотал над его импровизацией. Спустя некоторое время Альви Дениеву доверили и главную роль в этом спектакле – Мирзы. «Бедный крестьянин Мирза-усач – выразитель народной мудрости, красочно обрисован драматургами. Он сродни таким персонажам классической драматургии, как Фигаро Бомарше или мольеровский Скапен. Мирза также, как они, умен, хитер, энергичен и весел, и если иногда плутует, то лишь для того, чтобы наказать тех, кто обманывает и разными путями грабит простых людей»,- писал об этом спектакле театральный критик И. Балкосадский в газете «Грозненский рабочий» март,1961г.
В этом спектакле даже имена персонажей были смешными; Хьарамби, Х1илланбек, Аьрша-Хьаьжа и так далее. Несомненно успех спектакля во многом был предрешен блистательной игрой Альви Дениева. Он был рожден для сцены. Одно его появление на подмостках уже вызывал смех. Помнится спектакль «Аршин мал Алан» по одноименной пьесе азербайджанского драматурга У. Гаджибекова, где Альви Дениев играл Вели, слуги Аскера. Искренний смех вызывало даже серьезное лицо актера, без всяких реплик. На нем отражалась такая нескрываемая насмешка над этими наивными господами, что настроение Вели было понятно и без слов. Вот таким актером неординарных возможостей был всеобщий любимец Альви Дениев. Это вовсе не означает, что Альви Дениеву был под силу только сугубо комедийный жанр или он играл только в пьесах местных авторов, не имея специального театрального образования. Да, несомненно, депортация помешала ему получить соответствующее академическое образование. Он с детства бредил сценой, мечтал покорить самую взыскательную публику. Но красное колесо истории искорежило ни одну человеческую судьбу. Попал в эти жернова и Альви Дениев, со специальным образованием вышла накладка. Однако как человек целеустремленный, он занимался самообразованием.
рочитал очень много художественной и научной литературы. Зачитывался специальной литературой о театре. И когда Чечено-Ингушский государственный драматический театр взялся за постановку «Женитьбы» Гоголя, роль Подколесина без колебаний доверили Альви Дениеву. И он сыграл его великолепно. Не раз срывая бурные аплодисменты зрительской аудитории. Дениев сумел создать такой правдоподобный образ Подколесина, словно родился и рос в средней полосе России девятнадцатого века. Неожиданным откровением для поклонников искрометного таланта Альви Дениева была и роль Вожака в спектакле «Оптимистическая трагедия» по одоименной пьесе Всеволода Вишневского. Альви Дениев создал колоритный образ анархиста, вступившего на преступную стезю, теряя нравственные ориентиры в суматохе революционного всплеска. Заметным явлением в театральной жизни Чечено-Ингушетии стал и спектакль «Без вины виноватые» режиссера Л-А. Хациева по одноименной пьесе классика русской драматургии А. Островского. Блестящий актерский ансамбль играл в этом изумительном спектакле. Неля Хаджиева, Юсуп Идаев, Дагун Омаев, ну, конечно же, Альви Дениев.
В этом спектакле Альви Дениев играл Шмагу, провинциального актера-трагика. Играл как всегда темпераментно, увлекая своей игрой зрителя в сложные коллизии трагических судеб одиноких людей. Прекрасно понимал Шмага Альви Дениева, что жизнь не удалась, порой глушил это болезненное сознание зеленым змием. Однако не терял собственного достоинства, пытался достучаться до очерствевших сердец окружающих, большей частью, к сожалению, безуспешно. Альви Дениев играл драму маленького человека с большой душой и этим был дорог рядовому зрителю. В знаменитую фразу «Мадам, мы – артисты, и наше место в буфете!» Альви Дениев мастерски вкладывал всю печаль истерзанной души своего героя.
Была в жизни актера Альви Дениева еще одна замечательная, блистательно сыгранная роль хирурга в интермедии «Хирургия» по рассказу А.П. Чехова. Понятно, что никто из нас не застрахован от зубной боли. Бедного дьячка (артист Ш. Тасуев) застала врасплох эта адская мука. Вот и прибежал к хирургу дьячок. Изображая страдания, коих еще свет не видывал. Врач (артист Альви Дениев) предлагает удалить больной зуб, да удаляет каждый раз не тот. Однако талантливая игра Альви Дениева заставляет забыть о болезненных страданиях дьячка. Зрительный зал буквально стонет от хохота. В своей импровизации актер доходит до гротеска и радует зрителя искрометым юмором. Так всегда работал на сцене великий чеченский актер Альви Дениев.
1 мая 1965 года состоялась премьера всеми любимой комедии «Бож-Али» по одноименной пьесе драматурга, прозаика и поэта Абдулы Хамидова. Первым режиссером этого легендарного спектакля был Петр Харлип. Но какой великолепный актерский асамбль! Каждое имя достойно поэмы. Асет Исаева, Тамара Алиева, Хьава Хакишева, Таибат Саиева, Хьулимат Мустапаева, Хьамид Чимаев, Яраг1и Зубайраев, Юсуп Идаев, Муталип Давлетмирзаев и, конечно же, Альви Дениев. Порой думается, что корифей чеченского театрального искусства Абдула Хамидов писал свою комедию «Бож-Али» зная, кто из актеров будет играть каждую роль. Так гармонично они вжились в предложенные образы. Альви Дениев играл роль Сутарби. Играл настолько хорошо, что в памяти народной он так и остался под этим именем. С участием Альви Дениева чеченский национальный театр более пятисот раз отыграл этот спектакль при полном аншлаге. А народ все шел и шел на эту комедию. Альви Дениев играл в этом спектакле двадцать лет. И каждый раз публика с замиранием сердца ждала его появления на сцене.
Его реплики стали крылатыми фразами и разлетелись по селам всей Чечено-Игушетии. А сам Альви Дениев стал всеобщим любимцем. В репертуаре Чечено-Ингушского государственного драматического театра были и другие написанные и поставленные с расчетом на амплуа Альви Дениева пьесы и спектакли. Это прежде всего спектакль «Большой начальник» режиссера Мималта Солцаева, поставленный по одноименной пьесе Нурди Музаева. В «Большом начальнике» Альви Дениев играл Гирду Бурдаевича, играл как всегда азартно, пленяя зрителей задорной импровизацией. Был еще спектакль «Шейх поневоле», по одноименной пьесе Умара Ахмадова, где Альви Дениев вдохновенно играл Маьнц1алга. Однако они не вызывали у зрителя того восторга, который имел спектакль «Бож-Али». И вовсе не потому, что Альви Дениев играл хуже, чем в том спектакле. Как раз, Альви Дениев был таким актером, который, выходя на сцену, все личное – тревоги и печали – оставлял за кулисами. Он жил и работал для зрителя. Каждый вечер, в час назначенный, выходя на сцену, Альви Дениев думал только об одном: своей изумительной игрой коснуться души зрителя. И ему это удавалось в большинстве случаев. Но на сцене одного желания мало. Должна быть еще и настоящая драма, развитие действия, способное увлечь зрителя. У некоторых наших драматургов это не всегда получается, хотя в этом театр и тем более актеры не виноваты.
В «Бож-Али» был отменный драматургический материал, живой, сочный чеченский язык, искрометный народный юмор, глубокая тема и Альви Дениев на сцене чувствовал себя как рыба в воде. Он блистательно обыгрывал каждую сценку, обогащал образ мимикой, жестами. А его знаменитый танец на синкъераме!? Действительно! За такое представление и пол-царства не жалко!
А ведь Альви Дениев снимался еще и в художественных фильмах. Их было много. «Кольцо старого шейха», «По следам Карбаира», «Горская новелла». Свое первое почетое звание «Заслуженный артист ЧИАССР» Альви Дениев тоже получил после участия в художественном фильме «Я буду танцевать». Там он играл Абдулу. И все-таки по-настоящему народным любимцем и «Народным артистом» Чечено-Ингушетии он стал после спектакля «Бож-Али», сыграв Сутарби. Таким и остался он в благодарной памяти народной. Альви Алиевич Дениев был великим актером. Об этом знали и говорили не только ценители театрального искусства Чечено-Ингушетии.
В годы Советской власти Чечено-Ингушский Государственный драматический театр имени Героя Советского Союза Ханпаши входил в десятку лучших театров бывшего СССР и принимал самое активное участие во всех театральных фестивалях и декадах, проводимых страной, получая высокую оценку своей творческой деятелности. Когда речь заходила об уникальном таланте Народного Артиста ЧИАССР Альви Алиевича Дениева, признанные театральные критики Москвы и Ленинграда могли сравнивать его феномен, разве что с талантом всемирно известного франзуского комика Луи де Финеса. Возможно, продли Всевышний его дни, Альви Дениев и покорил бы мировую сцену. Но костлявая рука смерти безжалостно вырвала его из наших рядов. 25 мая 1985 года Альви Дениев погиб при автомобильной аварии, когда коллектив театра вез на гастроли всеми любимый спектакль «Бож-Али» в старинное чеченское село Самашки. Но память о нем живет в наших сердцах.
Аза Газиева, заслуженный деятель искусств Чеченской Республики

Источник: ИА "Чеченинфо"
Вернуться назад