Главная > Знаменитые чеченцы > ЖЗЛ. Слово о Василии Ивановиче Филькине

ЖЗЛ. Слово о Василии Ивановиче Филькине


11.-01.-2017, 06:10. Разместил: abrek
В. И. Филькин - видный партийный и общественный деятель Чечено-Ингушетии, крупный ученый-историк. Он родился в 1913 году в селе Козловка Пушкинской волости Саранского уезда Пензенской губернии в семье крестьянина-бедняка. Он преуспел и в труде, и в науке. Был награжден 16 боевыми орденами и медалями, ему присвоили звание заслуженного деятеля науки и техники ЧИАССР. И все же его жизнь не была удачливым восхождением, скорей цепочкой трудных нравственных побед, которые единственно и образуют личность в ее истинном смысле.
В. И. Филькин прошел трудный жизненный путь. В 1922 году в возрасте 9 лет, чтобы помочь семье, вынужден был пойти батрачить к более богатым односельчанам. В 1927 году поступил учиться в школу крестьянской молодежи. В том же году пытливого и энергичного юношу приняли в ряды ВЛКСМ. Через три года началась комсомольская карьера Василия Ивановича. Его выдвинули на должность заведующего отделом Ромадановского райкома ВЛКСМ Мордовской Автономной области. Через некоторое время он стал секретарем этого райкома.
С ноября 1933 года судьба В.И. Филькина уже до конца жизни связана с чеченским и ингушским народами. Его призывают на службу в РККА в Грозный и после ее окончания в декабре 1935 года избирают секретарем Грозненского горрайкома ВЛКСМ. С 1937 по 1940 годы он работает уже первым секретарем Чечено-Ингушского обкома комсомола. За годы работы в республике В.И. Филькин полюбил наш народ, его культуру, традиции, обычаи. У него появилось много друзей среди чечено-ингушской интеллигенции. Особо близкие отношения сложились с Супьяном Моллаевым – председателем Совета министров ЧИАССР и Османом Чахкиевым, с которым вместе работали в комсомоле.
В 1940 году Василий Иванович оставляет работу в комсомоле и поступает на учебу в педагогический институт. Он остро чувствовал, что знаний, полученных в школе крестьянской молодежи, не хватает, чтобы быть на уровне требований времени. Однако в мае 1941 года его отзывают из института и назначают заведующим оргинструкторским отделом обкома ВКП(б), а через два месяца избирают секретарем Чечено-Ингушского ОК ВКП(б) по кадрам.
Время было трудное. Шла война, которая с каждым днем все больше и больше приближалась к границам Чечено-Ингушетии. Обком занимался не только вопросами мобилизации людей на защиту Родины от немецко-фашистских захватчиков, организацией хозяйственной жизни, но и борьбой с засевшими в горных районах бандитскими формированиями. Целенаправленная борьба с этими группировками дала свои результаты, и к началу 1943 года многие кадровые бандорганизации были ликвидированы. Часть повстанцев легализовалась. Но руководство НКВД, как отмечают многие исследователи, было заинтересовано в сохранении напряженности в республике. Это давало возможность регулярно рапортовать в Москву об очередных победах над бандитами и получать за это высокие награды и звания.
Многие факты из жизни Чечено-Ингушетии периода Великой Отечественной войны свидетельствуют об умело организованной системе дискредитации чеченцев и ингушей путем провоцирования и имитации «вооруженных выступлений повстанцев и бандитов», в составе которых, кстати, было немало агентов НКВД. Известный чеченский историк Х.А. Гакаев писал, что «методы нагнетания политической напряженности в ЧИАССР в этот период, которые проводились руководством НКВД, оказывались весьма результативными для дезориентации общественности страны. Раздувая миф «об обострении политической и военной обстановки в Чечено-Ингушетии», «о бандитизме», оно осуществляло настоящее политическое надувательство, главная цель которого состояла в том, чтобы основательно дискредитировать чеченский и ингушский народы, подготовить против них «неопровержимый» компромат».
Василий Иванович Филькин был одним из тех руководителей республики, кто решительно и бескомпромиссно боролся с такого рода провокациями и измышлениями НКВД. Писатель Магомет Сулаев писал об услышанном им из уст бывшего председателя Совнаркома ЧИАССР Супьяна Моллаева интересный и очень знаменательный рассказ о деятельности В.И. Филькина в тот период: «В первой половине 1942 года Султан Албогачиев (один из руководителей НКВД ЧИАССР) дал телеграмму в Москву, что в Галанчожском районе восстание. Из Москвы позвонили Моллаеву: что предпринимаете? Он поделился тревогой с Василием Филькиным (секретарем обкома ВКП(б) по кадрам) – Москва не верит, что в республике все спокойно. На свой страх и риск, зная о последствиях противостояния с НКВД, В.И. Филькин добился, чтобы в горы выехала комиссия и перепроверила этот сигнал на месте. Поехали именно эти трое. Все было абсолютно спокойно. Филькин и Моллаев доложили на бюро все, как видели, Но Албогачиев доложил, мол, восстание было, его подняли бандформирования, их до поездки комиссии разбомбили и рассеяли, но, к сожалению, никого задержать не удалось. Убитых тоже нет. И все это сошло ему с рук. Однако не будь этой проверки и смелой инициативы В.И. Филькина, придуманное восстание было бы зафиксировано как реальность. Последовали бы серии арестов».
С июля 1942 года до конца войны В.И. Филькин находился на фронте. Воевал в составе 88 стрелковой дивизии 31-ой Армии в должности заместителя, а затем и начальника политотдела. За мужество и героизм был награжден орденами Боевого Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени, многими медалями.
После демобилизации из Советской Армии В.И. Филькин был направлен для обучения в Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б). В июле 1950 году выпускника ВПШ избирают первым секретарем Грозненского горкома партии. Он и здесь принципиален и бескомпромиссен, особенно в отношении чиновников, нарушающих, как тогда говорили, нормы партийной дисциплины и морали, какой бы высокий пост они ни занимали. Но не всегда выступления против высоких чинов, потерявших совесть и честь, заканчивались благополучно для Василия Ивановича.
1951 год. Первым секретарем Грозненского обкома партии назначен новый человек – Жигалин. Ему подыскивали квартиру. Переместили даже горсобес в другое помещение. В другом доме переселили четыре семьи, чтобы освободить ему квартиру. Опять – не то. Наконец специально построили квартиру. Василий Иванович – тогда первый секретарь горкома КПСС – выступил с критикой. Поначалу Жигалин смолчал. Переждал немного. А вскоре начались целенаправленные и серийные проверки работы горкома партии, и в марте 1952 года В. И. Филькина сместили с должности первого руководителя города, но назначили заведующим отделом легкой промышленности обкома ВКП(б). Василий Иванович послал протест на имя Сталина, но положительного ответа не получил. Власть партаппаратчиков, спаявшихся воедино с НКВД, брала тогда верх над партийной правдой. Но и это поражение не изменило характера В. И. Филькина, не сделало его впредь покладистым.
В октябре 1953 года его партийная карьера окончательно завершилась, и он перешел на преподавательскую работу в Грозненский нефтяной институт. Начинал ассистентом кафедры марксизма-ленинизма, затем защитил кандидатскую диссертацию и через некоторое время возглавил эту кафедру.
С большим удовлетворением воспринял Василий Иванович решения ХХ съезда КПСС, восстановление ЧИАССР и возвращение чеченцев и ингушей на родную землю. Он с радостью встречал своих бывших сослуживцев, друзей, товарищей. Оказывал им посильную помощь и поддержку. Несмотря на то, что В.И. Филькин не занимал теперь высоких должностей, хотя и оставался членом обкома КПСС, у рядовых коммунистов, да и большинства руководителей, он по-прежнему пользовался высоким авторитетом. Когда к нему обратилась с просьбой дать рекомендацию для восстановления в партии бывшая завсектором ОК ВКП(б) Сепият Тарамовна Абдулаева, он незамедлительно дал на это свое согласие. Эта мужественная женщина, единственная из состава работников аппарата обкома партии, осмелившаяся в начале марта 1944 года высказать на бюро ОК ВКП(б) свое несогласие с решением о выселении чеченцев и ингушей, была тогда же исключена из партии и уволена с работы. Многим другим чеченцам и ингушам, работавшим до депортации на различных руководящих должностях, а затем подвергшимся необоснованным репрессиям, он помог восстановиться в партии и устроиться на работу.
Но отношения между русским населением и возвращающимися чеченцами были весьма напряженными. Со стороны русского населения ширились античеченские настроения. Вернувшимся на родные места чеченцам и ингушам далеко не всегда были возвращены их дома, а занявшим ранее их место переселенцам не была обеспечена возможность переезда в другие регионы, что регулярно провоцировало межэтнические конфликты
Межнациональные отношения, кроме того, осложняли безработица среди вернувшихся из ссылки, принудительное или вынужденное поселение чеченцев и ингушей не в тех районах и населённых пунктах, в которых они жили до депортации, а также открытое недовольство их возвращением со стороны некоренного населения республики, привыкшего считать чеченцев и ингушей изменниками и предателями, тем более что в то время в советском обществе далеко не все разделяли идеи десталинизации, а многие считали депортацию целых народов правильной и своевременной мерой.
Происходившие на этой почве мелкие националистические эксцессы при попустительстве властей привели к настоящему межэтническому столкновению между русским населением г. Грозного и чеченцами и ингушами в августе 1958 года. Поводом к нему послужило убийство чеченцем русского во время бытовой драки на танцплощадке. Похороны убитого, которые состоялись 26 августа, превратились в настоящий погром чеченцев и ингушей со стороны русских. В течение 3-х дней будничная жизнь в городе была парализована. Бесчинствующая толпа крушила на своем пути все. Было убито несколько вайнахов, десятки ни в чем не повинных людей были жестоко избиты. Митингующие вышли на улицы с лозунгами, требующими выселения всех чеченцев и ингушей из республики. Местные власти бежали из города. Срочно стали прибывать войска, а из Москвы в Грозный вылетели Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР М.А. Яснов и секретарь ЦК КПСС Н. Г. Игнатов. Конфликт удалось затушить.
31 августа 1958 года начало работу совещание партийно-хозяйственного актива Чечено-Ингушетии, в котором принимали участие и представители центральной власти. Обсуждались причины и последствия случившихся беспорядков. Смелым, принципиальным и ответственным было выступление Василия Ивановича на этом активе. Критикуя обком КПСС за слабое внимание к проблеме приема возвращающегося в республику чечено-ингушского населения, он говорил: «Но мы коммунисты, и надо откровенно здесь сказать, что этот вопрос, т.е. восстановление автономии, решали от случая к случаю. Среди отдельных коммунистов еще есть такие настроения: а нельзя ли чеченцев и ингушей выселить обратно? Факт этот есть, и скрывать его нельзя. Среди рабочих, правда, незначительной части, также есть такое настроение. Это и есть настоящее проявление великодержавного шовинизма». И далее: «…Когда приехали чеченцы и ингуши в наши села, в них не было ни гвоздя, ни топора, ни пилы, ни другого материала, что помогло бы обустраивать чечено-ингушское население. Привезли детей и стариков и свалили их возле стен домов русского населения».
Говоря о чеченцах и ингушах, об их характере, В.И. Филькин в своем выступлении подчеркнул: «Говорят, что чеченцы и ингуши не умеют дружить с другими народами. Это неправда. Чеченцы и ингуши умеют дружить с русским и другими народами СССР. Они искренне ценят русских товарищей, как старших братьев. У нас раздавалось много негодований, что во время войны чеченцы и ингуши плохо себя показали. …Мы имеем много фактов и примеров, когда чечено-ингушский народ показал свою самоотверженность и исключительный героизм непосредственно на фронтах.
…Многие удостоены правительственных наград, звания Героя Советского Союза, многие представлены к этим званиям, но по известным причинам не получили. Если надо, чеченец может грудью стать и постоять за Советскую Отчизну, постоять за своего друга и не дать его в обиду. Надо эту дружбу укреплять, а всякие антиобщественные элементы, которые имеются среди русских, чеченцев, ингушей и других национальностей, решительно пресекать и изолировать». Он мог так говорить потому, что был человеком, по своей должности посвящённым в события февраля 1944 года (депортация народов Северного Кавказа), а также владел достоверной информацией о подвигах жителей Чечено-Ингушетии на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу.
Свою глубокую приверженность правде и справедливости В.И. Филькин еще раз подтвердил при обсуждении на партийном активе январских событий 1973 года в г. Грозном. В это время на площади имени Ленина перед Чечено-Ингушским обкомом КПСС состоялся митинг ингушей с требованием вернуть Пригородный район, который после восстановления ЧИАССР остался в составе СОАССР. Никаких беспорядков на площади не происходило. Все было мирно и спокойно. Выступающие строили свои речи выдержанно, призывали к дружбе народов, следовать ленинским принципам национальной политики и т.п. Но такой несанкционированный митинг в ту пору был в диковинку и не на шутку растревожил власти. Были подтянуты силы госбезопасности, внутренних войск, с помощью которых митинг был рассеян. Затем в Грозный прибыла целая группа высокопоставленных чиновников из Москвы во главе с кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС М.С. Соломенцовым. Прошли активы, собрания партийных организаций и трудящихся, на которых акция ингушей была, как водится, решительно осуждена.
На одном из активов Соломенцов авторитетно разъяснял, что «чеченцы и ингуши должны помнить: они не реабилитированы, а лишь… помилованы». Эту версию горячо поддержали и некоторые высокопоставленные товарищи из местных. Одним из таких было выступление секретаря обкома КПСС Х.Х. Бокова на Х Пленуме ЧИ ОК КПСС 27 марта 1973 года, который заявил: «Думаю, что для всех нас с вами ясно, что выселение целых народов, виновных и невиновных, не соответствует духу ленинской национальной политики, нашей партии, советской Конституции… Подчеркивая одну только эту сторону в этом вопросе, мы упускаем главное – что выселение было мерой вынужденной. Для этого было основание. Оно тогда вызывалось массовым сотрудничеством местного населения из числа чеченцев и ингушей с немецко-фашистскими оккупантами, изменой значительной части чеченцев и ингушей Советской Родине».
Резкий отпор этому выступлению мужественно, убедительно и квалифицированно дал выступивший на пленуме, в то время заведующий кафедрой истории КПСС Грозненского нефтяного института, Василий Иванович Филькин. Он привел достоверные данные, говорящие о том, что и банд, и дезертиров, и прочих грехов у чечено-ингушского народа было куда меньше, чем ему приписывали, и что показателей подлинного патриотизма чеченского и ингушского народов было предостаточно на полях сражений за судьбу Отечества. Василий Иванович со всей ответственностью заявил, что крупных банд он, будучи здесь, в свое время секретарем обкома партии, не видел. Это было единственное выступление, которое шло в разрез с общей позицией пленума.
Через некоторое время последовали выводы. В партии принципиальных всегда пытались поставить вовремя на место. Его освободили от должности заведующего кафедрой, пытались исключить из партии, но отстояла партийная организация нефтяного института, в которой он пользовался огромным авторитетом. Но сломить его никому не удалось. До конца своей жизни Василий Иванович оставался верен своим нравственным принципам, в которых он стремился быть честным, правдивым, принципиальным и ответственным. Длительное время, работая доцентом ГНИ, учил молодое поколение Чечено-Ингушетии исторической правде, передавал им свой бесценный жизненный и политический опыт, сеял в них ростки чести и достоинства.
Большую работу по патриотическому воспитанию молодежи проводил В.И. Филькин, многие годы возглавляя Чечено-Ингушский Совет ветеранов Великой Отечественной войны. Неоднократно избирался депутатом Верховного Совета ЧИАССР, в том числе был в составе последнего Верховного Совета Чечено-Ингушской Республики, избранного в марте 1990 года на альтернативной основе. Можно с уверенностью сказать, что именно такие люди, как Василий Иванович Филькин, принципиальные и совестливые, мужественные и стойкие, олицетворяют самые светлые человеческие качества, служат примером для подражания молодому поколению.
Этого прекрасного человека сегодня нет с нами, но память о нем жива в сердцах тех, кто его знал, кто с ним работал и общался. Ведь наше настоящее и устремленность в будущее всегда покоятся на могучих плечах предшествующих поколений, а Василий Иванович был одним из предтечей сегодняшнего настоящего чеченского и ингушского народов.
Муса Ибрагимов,
доктор исторических наук, профессор

Источник: ИА "Чеченинфо"
Вернуться назад