Главная > Знаменитые чеченцы > Муса Дудаев. ЖЗЛ. В лучах «Белого солнца»

Муса Дудаев. ЖЗЛ. В лучах «Белого солнца»


11.-01.-2017, 01:38. Разместил: abrek

24 июля 1968 года на производственной базе киностудии «Ленфильм» начались съемки широкоформатного художественного фильма «Белое солнце пустыни». Фильм снимал режиссер Владимир Мотыль по сценарию Валентины Ежовой и Рустама Ибрагимбекова.
Место действия Средняя Азия. Фильм о красноармейце Сухове, который спасает от кровожадного басмача Абдуллы его гарем. Поручает это важное дело красноармейцу Сухову командир отряда Красной Армии Рахимов, которого вдохновенно и талантливо сыграл актер Чечено-Ингушского государственного драматического театра имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова Муса Дудаев. В фильме «Белое солнце пустыни» снималось очень много блистательных и широко известных актеров Советского Союза. Анатолий Кузнецов в роли красноармейца Федора Сухова. Спартак Мишулин в роли Саида. Павел Луспекаев в роли начальника российского таможенного поста Павла Верещагина.

Грузинский актер Кахи Кавсадзе в роли черного Абдуллы. И видеть своего земляка Мусу Дудаева в когорте такого великолепного актерского ансамбля, конечно, вызывало чувство беспредельной гордости. Фильм снимался в Ленинграде, в Дагестане, в Средней Азии и в окрестностях туркменского города Байрам-Али. Съемки фильма «Белое солнце пустыни» завершились в сентябре 1969 года. Но после первого показа руководство советского кинематографа осталось недовольным фильмом и его на неопределенное время отправили на полку. Неизвестно, сколько бы он там пролежал. Помог счастливый случай. Как-то осенью 1969 года генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев изъявил желание посмотреть на своей даче какой-нибудь новый отечественный художественный фильм. На свой страх и риск дежурный по фильмохранилищу отправил к нему «Белое солнце пустыни». Брежневу кинолента понравилась. И уже 30 марта 1970 года в Москве состоялась премьера фильма «Белое солнце пустыни». А в апреле того же года вся Чечено-Ингушетия знала, что всеобщий любимец Муса Дудаев играет в нашумевшей картине.

Сегодня среди чеченцев трудно найти человека, который по несколько раз не смотрел бы знаменитую кинокартину режиссера Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». Вне всяких сомнений. фильм сам по себе содержательный и интересный. Однако тот факт, что в нем играет наш земляк, народный артист РФ Муса Дудаев, делает для нас эту киноленту близкой и родной. Мы гордимся его талантом и популярностью.

Муса Абдиевич Дудаев родился 13 февраля 1938 года в одном из самых живописных уголков Чеченской Республики, в селении Элистанжи Веденского района, в семье сельского учителя. Правда, самого сельского учителя в живых уже не было, когда родился маленький Муса. Абди Дудаевич Дудаев был не просто сельским учителем. Он был талантливым поэтом, одним из основоположников чеченской литературы. Его стихи печатались не только в первой чеченской газете «Серло», а переводились на русский язык и становились достоянием всесоюзного читателя. В 1935 году в Москве вышел поэтический сборник «Поэты Чечено-Ингушетии», в который вошли стихи Абди Дудаева. Были его поэтические строки и в антологии «Поэты Чечено-Ингушетии», изданной в 1937 году в городе Пятигорске.

А 24 октября 1937 году со многими другими писателями и поэтами Чечено-Ингушетии Абди Дудаев был арестован и расстрелян 24 декабря 1937 года. А ровно через месяц и девятнадцать дней после этой трагедии в обезглавленной семье Дудаевых родился мальчик, которого назвали Муса. Он был седьмым ребенком в семье и трудно сказать, что его появление внесло радужные коррективы в семью Дудаевых, оставшуюся без кормильца. Ведь впереди было столько бед и напастей, которые с лихвой выпали на долю всего чеченского народа. Это и начавшаяся Великая Отечественная война, и последовавшая за ней депортация чеченцев и ингушей. Впрочем, о мытарствах, выпавших на долю в одночасье сорванных с насиженных мест стужей сталинизма чеченцев и ингушей, Муса Дудаев напишет в своей книге «Встать, звереныш!». Это не просто книга, а яркая летопись мучительных оскорблений и унижений на протяжении долгих тринадцати лет, через горнило которых прошли все чеченцы и ингуши. Самому автору во время депортации было всего шесть лет, но его уже окрестили зверенышем. Такое не забывается никогда!

Семья Дудаевых была поселена в селении Ново-Алексеевское Хобдинского района Актюбинской области Казахской ССР. Это северный Казахстан, где зимы бывают весьма лютыми. Одному только Богу известно, как в таких условиях выжила семья?! Но, слава Всевышнему, она выжила. В 1947 году Муса Дудаев пошел в первый класс, школа была в соседнем селе, которое называлось Новая Москва. Но и там была только начальная школа. И поэтому семилетку ему пришлось заканчивать в уже другом селе – Астрахановка. А в среднюю школу будущий корифей чеченского театра пошел вообще в районный центр – Хобда. Но пока будущий актер мыкался вокруг Хобдинского района, чтобы закончить десятилетку, наступил 1957 год, и всем вайнахам было великодушно дозволено вернуться на историческую родину. Так что десятый класс Муса Абдиевич заканчивал уже в Ведено.
В том же 1957 году Муса Дудаев поступает на историко-филологический факультет Чечено-Ингушского государственного педагогического института. Он хотел пойти по стопам отца, стать сельским учителем. Но судьба распорядилась иначе. Осенью 1957 года в Грозном шел набор в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии имени А. Островского. В театре имени Ханпаши Нурадилова шел кастинг. И друзья, знавшие неординарные способности Мусы, уговорили его принять участие в конкурсе, ибо знали, что Муса Дудаев с детства был одаренным мальчиком. Пел, танцевал, играл на дечиг-пондуре, великолепно декламировал стихи, пробовал писать. И у него это неплохо получалось. Без особого труда Муса Дудаев прошел все отборочные туры для поступления в один из лучших театральных вузов страны и оказался в группе чеченской молодежи, которая на пять лет уехала в северную столицу Советского Союза.

Чеченские студенты пятидесятых и шестидесятых прошлого столетия – это особая каста людей: самоотверженная, целеустремленная, с обостренным чувством гражданского патриотизма. Это были дети депортации. Стиснув зубы от нестерпимой боли и обиды, пережившие незаслуженно искореженные судьбы своих отцов. У них была «одна, но пламенная страсть» – быть полезным своему многострадальному народу и исторической родине. Только поэтому они учились самозабвенно, влачили жалкое полуголодное существование на студенческую стипендию в 27 рублей, когда помощи ждать было неоткуда. Ведь большинство из них, как и Муса Дудаев, были «безотцовщинами», а матери на такую же мизерную зарплату пытались латать лачуги, чтобы была хоть какая-то крыша над головой для их обездоленных детей. Ведь любимая Родина, реабилитировав депортированных, не посчитала нужным вернуть им бывшие дома. Вот и приходилось чеченским женщинам либо выкупать собственное жилье, либо отстраивать новое. Даже при огромном желании у них не было возможности помочь студентам. Наоборот. Студенты умудрялись помогать близким и родным, оставшимся далеко в горах. Днем учились, а ночью работали на самых тяжелых работах. Недоедали. Недосыпали. Годами донашивали застиранные рубашки. Но самоотверженно грызли гранит науки.

Студенческие годы Мусы Абдиевича Дудаева относятся как раз к этому сложному времени. И ему частенько приходилось разгружать вагоны, быть ночным сторожем, работать грузчиком в порту. Но он окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии имени А. Островского. Его дипломной работой была роль Капулетти из всемирно известной трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта». В далекой Вероне на протяжении многих десятилетий идет непримиримая вражда между двумя влиятельными кланами Монтекки и Капулетти. Они уже и не помнят, с чего началось противостояние. Они живут по закону родовой мести: око за око, зуб за зуб. Совсем как на Кавказе в былые времена. И в этом злобном мире, пропитанном лютой ненавистью и мракобесием, вспыхивает страстная любовь, способная на самопожертвование. Молодой Монтекки влюбляется в юную Капулетти. Взаимная любовь молодых ломает для них глухую стену отчуждения двух враждующих семейств. Но у старшего Капулетти другие, более расчетливые планы. Он собирается выдать свою дочь за Париса, родственника герцога, тем самым укрепить и влияние своей семьи в обществе.

Капулетти-старший – первая роль Мусы Дудаева. Но он сумел создать сложный характер. Капулетти Дудаева – человек чести и достоинства. Не его вина, что над Вероной властвуют суровые законы отцов. А они таковы, что издревле отцы выбирают суженых своим дочерям. Капулетти знает, что за Парисом Джульетта будет, как за каменной стеной, да и его семью возвысит этот предприимчивый шаг. Но он не фанат многовековой вражды, в отличие от своего племянника Тибальта. Капулетти в исполнении Дудаева был человеком импульсивным, живущим в плену своих чувств и настроений. Однако смерть дочери отрезвляет его, приводит к пониманию бессмысленности его вражды. Хотя за это прозрение Капулетти заплатил великую цену.

Трудно рассказывать о творчестве народного артиста РСФСР Мусы Абдиевича Дудаева, не упоминая его роль в комедийном спектакле «Молла Насреддин» по одноименной пьесе А. Соловьева и В. Витковича. Режиссером спектакля был П. Харлип. Муса Дудаев исполнял роль главного героя – Моллы Насреддина. Весельчак, острослов. Порой он выглядел повесой, мог прикинуться простачком. Но одно было в нем неизменно. Молла Насреддин в исполнении Дудаева был искренним другом и защитником бедных и неимущих, непоколебимым врагом богачей и ханжей. Он всегда появлялся там, где его не ждали, но больше всех был нужен. Иногда кажется, что именно за этот юмор и непосредственность в насмешливом образе Моллы-Насреддина и полюбил зритель на всю оставшуюся жизнь талантливого актера Мусу Дудаева.

Позже эти сказочные элементы в духе народной сатиры актер перенесет и на роль Х1илланбека в нашумевшем спектакле «Мекхаш-Мирза». Эта комедия написана в середине прошлого столетия чеченским писателем Нурдином Музаевым совместно с режиссером В. Вайнштейном. Спектакль периодически возобновляется в репертуаре Чеченского государственного драматического театра имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова. В конце шестидесятых годов ХХ века спектакль «Мекхаш-Мирза» на сцене национального театра ставил тогда еще молодой режиссер Руслан Хакишев. Спектакль был поставлен в жанре народного фарса. Озорной, жизнерадостный спектакль «Мекхаш-Мирза» был тепло встречен зрительской аудиторией. «Внимание зрителей привлек и образ, созданный актером М. Дудаевым: тщедушный мулла с иссохшим, злым лицом и пустыми глазами, равнодушный ко всему, даже к Богу. Его способна оживить только мысль о наживе. Его руки листают Коран, губы бормочут заученную молитву, а хитрые глазки лукаво сверкают, лаская кувшин «с золотом», который принесли в надежде на его справедливый суд для раздела наследства братья. Блестяще ведет актер и сцену соблазнения муллой жены своего врага Мирзы. Не догадываясь о ловушке, он ухаживает за красавицей. Старческая дрожь в ногах переходит в лезгинку: то козлиным прискоком, то почти падая, мулла выделывает замысловатые коленца и, наконец, растягивается у ног ускользнувшей от его объятий Кочусет», – писала о талантливой игре Мусы Дудаева в спектакле «Мекхаш-Мирза» в своей статье Галина Щедродарова, опубликованной в газете «Грозненский рабочий» от 18 июня 1968 года.
Конечно, в творческой биографии незаурядного актера Мусы Дудаева были не только комедийные роли. Диапазон его актерских способностей необычайно широк. И об этом свидетельствует роль коллежского советника Тарелкина в спектакле «Дело» в постановке режиссера В. Галашина по одноименной сатирической пьесе русского драматурга А. В. Сухово-Кобылина. Спектакль «Дело» о неравной борьбе «ничтожеств» с «начальствами» и «силами» – так именует автор своих героев. Тарелкин, которого играет Муса Дудаев, принадлежит к чудовищному миру темных сил. Драматургом он задуман ненасытным хищником, у которого выпали зубы, но остались хищнические повадки. Актер незаурядного дарования Муса Дудаев настолько талантливо вживался в образ Тарелкина, создавая колоритную фигуру отпетого скупердяя, что иногда дело доходило до нелепых казусов. Вот некоторые из них. В советские времена молодые актеры провинциальных театров получали скудное жалование. Муса Дудаев не был исключением. Постоянно жил в долгах, как в шелках. Перехватывал до зарплаты то у администратора, то у вахтера. А вахтер в чеченском драмтеатре был человеком «продвинутым», в свободное от вахты время любил смотреть все спектакли подряд. Как-то зашел вахтер в зрительный зал во время спектакля «Дело». А на сцене как раз эпизод, когда Варравин (его играл актер Магомед Цицкиев) пришел в дом Тарелкина за своими кровными деньгами. А Тарелкин прячется от него где-то за кроватью. Варравин возмущен, брызжет слюной, ругается на чем свет стоит… После спектакля вахтер подошел к Мусе Дудаеву и сочувствующе сказал: «Слушай, кому ты только не должен, это что за урод к тебе приходил?..»

Следующий эпизод был несколько драматичнее. И было это вовремя спектакля «Коварство и любовь» по одноименной драме Фридриха Шиллера. В этом спектакле Муса Дудаев играл секретаря президента Вурма. Персонаж подлый и пронырливый. Дудаев неподражаемо сыграл отвратительного мерзавца, чье имя «Вурм», с немецкого переводится как «червь». Хищный и коварный в блестящем исполнении Дудаева Вурм угодливо пресмыкается перед сильными мира сего и готов стереть с лица земли униженных и оскорбленных во имя своих меркантильных целей. Сын президента Фердинанд любит Луизу Миллер, дочь простого музыканта, готов на ней жениться. Однако вельможный отец не желает брака Фердинанда с простолюдинкой. И Вурм плетет всевозможные козни и интриги, чтобы разлучить влюбленных… Однажды, когда театр вывез спектакль «Коварство и любовь» в Ачхой-Мартан, представление шло в набитом до отказа зрительном зале. И в тот самый момент, когда на сцене Вурм заставляет Луизу Миллер написать письмо возлюбленному и берет с девушки клятву, что она не разгласит интригу с фиктивным письмом, раздался выстрел из двустволки. Так неискушенный зритель попытался отомстить Вурму за его коварство. По счастливой случайности никто не пострадал…

Муса Абдиевич Дудаев не просто способный актер. Он поэт! И как все творческие люди чувствует красоту и силу слова. Необычайными красками заблистал его поэтический талант, когда Чечено-Ингушский государственный драматический театр обратился к «Маленьким трагедиям» А.С. Пушкина. Режиссер постановки Р. Хакишев назвал свой спектакль «Пир во время чумы», помимо указанной драмы в нем были «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери». На чеченский язык «Маленькие трагедии» перевел Муса Дудаев. Сделал это мастерски, сохраняя поэтичность и великолепие непревзойденного пушкинского языка. Отрадно отметить, что сам Муса Дудаев в этом спектакле блистательно сыграл Александра Сергеевича Пушкина.

К творческому успеху самобытного актера М. Дудаева следует отнести и роль тамады в спектакле режиссера Р. Хакишева «Яхь йолу к1ентий», талантливо созданном по мотивам чеченского фольклора. На русском языке спектакль так и назывался «Песни вайнахов». Спектакль отмечен Государственной премией РСФСР им. К.С. Станиславского. В этом немалая заслуга Мусы Абдиевича Дудаева.

Вообще, у всенародного любимца очень яркая и богатая творческая биография. Более ста ролей, разнообразных по жанру и идейному содержанию, им сыграно на сцене Чечено-Ингушского государственного драматического театра им. Х. Нурадилова. Более тридцати художественных фильмов с его участием отснято отечественными кинематографистами. Наиболее известные из них – «Кольцо старого шейха», «По следам Карабаира», «Жизнь, ставшая легендой», «Пока вершины не спят» и многие другие. Его по праву называют актером театра и кино. Однако многим зрителям Чеченской Республики Муса Дудаев дорог как театральный актер. Помните спектакль «Из тьмы веков», поставленный гениальным режиссером нашей современности Мималтом Солцаевым по одноименному роману ингушского писателя Идриса Базоркина? В этом масштабном спектакле, ставшем знаменательным событием в культурной жизни всей Чечено-Ингушетии, Муса Дудаев играл жреца. Казалось бы, незначительная роль – эпизодическая. Однако мощь восхитительного таланта великого актера имела такую огромную силу художественного воздействия, что зрительный зал рыдал во время молитвы, которую на оголенном нерве произносил актер, играющий жреца.

Яркий, запоминающийся образ жреца, созданный Мусой Дудаевым, не жалея сочных красок, на какое-то мгновение напоминал и старца Зосима из романа Ф. Достоевского своей мудростью и прозорливостью. В святой молитве жрец просил Всевышнего за своих соплеменников, отправляющихся в неведомую даль в поисках другой участи.

Несомненно, народный артист РСФСР Муса Дудаев – актер широких возможностей. Талант его многогранен, он обладает божественным даром перевоплощения. Он безукоризненно на протяжении полувека творил на сцене национального театра, создавая колоритные образы и радуя своего зрителя. И на протяжении всей своей поразительно яркой жизни оставался патриотом Кавказа и верным сыном своего многострадального народа. Прямолинейный, справедливый, находчивый Муса Дудаев умел всегда покорять своих зрителей необычайным остроумием. Оставаясь блистательным актером, Муса Дудаев ювелирно сочетал нелегкую творческую работу с общественной деятельностью. Он и сегодня в свои 75 лет вдохновенно занимается педагогической деятельностью. Ведь, обладая огромным багажом энциклопедических знаний, было бы грешно не передать их подрастающему поколению. Наверное, еще и поэтому Муса Дудаев на склоне лет взял на себя тяжелую ношу, став преподавателем Чеченского государственного педагогического института.

Душевная боль и сострадание привели народного артиста РСФСР в студенческую аудиторию. Как мы все знаем, сегодняшние студенты – это дети сокрушительной войны, выросшие в подвалах. Им, как воздух, нужны наставники с ярко выраженной гражданской позицией, как у Мусы Дудаева, чтобы вырасти сильными духом, такими, каким было замечательное поколение великого актера.

Однажды в фильме «Белое солнце пустыни», перевоплотившись в командира Красной Армии Рахимова, Муса Дудаев через всю свою жизнь пронес великое чувство ответственности за человеческие судьбы, не теряя харизму в рытвинах и ухабах нелегкой судьбы. Он востребован и сегодня. Ибо живет и творит для нас, для обычных людей, живущих на древней чеченской земле.

Аза Газиева,заслуженный деятель искусств ЧР
Источник: vesti95.ru №107 (2040)

Источник: ИА "Чеченинфо"
Вернуться назад