Главная > Знаменитые чеченцы > Люди чести. Чора Шаипов
Люди чести. Чора Шаипов11.-01.-2017, 04:43. Разместил: abrek |
Каждая эпоха рано или поздно становится историей. Меняются люди, меняются ценности. О людях, которым честь была дороже жизни, это повествование. Герой нашей истории Чора Шуаипов. Рожденный в конце позапрошлого века, он пережил столько событий, что описать их можно лишь в многотомном труде. В его жизни отразились несколько эпох в истории Чеченской Республики и двух империй- Российской и Советской, а судьба его не раз сводила с сильными мира сего. ВИДЕОВЕРСИЯ Чора родился в 1880-ом году в селении Дачу-Борзой. Его отец, носивший непривычное для чеченцев имя Сирган (было еще и первое Бука), имел много детей, из которых шестеро были мальчики. Сирган принимал участие в иностранных концессиях по нефтедобыче (имя Сирган- орфографический вариант французского имени Серж, которое дали ему компаньоны)и предполагал, что в будущем дети продолжат его дело. Все мальчики получили образование, владели грамотой. Чору же, как самого способного, Сирган отвез в Грузию, в Гори и устроил в местную гимназию. За одной партой с Чорой сидел неприметный грузинский мальчишка. Вскоре мальчики стали приятелями. Чора легко овладел грузинским языком и даже стал помогать в учебе соседу по парте. Иосиф (так звали нового приятеля Чоры) часто приглашал чеченца в гости, а вскоре познакомил со всей своей родней. Приятель Чоры, как выяснится позже, оказался никто иной, как Иосиф Джугашвили – будущий будущий генеральный секретарь ЦК ВКП(б) и «вождь времен и народов» Сирган по возможности старался навещать сына. Приятель Чоры торопил момент приезда Сиргана, чтобы получить кхаъ (подарок) за радостную весть. Кхаъ всегда был солидным - пять рублей серебром. Для Иосифа - мальчика из бедной семьи - это были бешеные деньги. По окончании гимназии приятели расстались: Иосиф Джугашвили поступил в духовную семинарию, а Чора Шуаипов вернулся в Грозный и продолжил учебу в реальном училище. По окончании училища Чора уехал в Петербург учиться профессии горного инженера. Окончить университет не удалось: началась русско-японская война, и юноша ушел на фронт. Он вернулся домой с боевыми наградами и в чине офицера. Вскоре женился. Брак длился всего несколько лет - его жена оказалась бездетной. Вторично Чора женился в 1919 году на дочери известного в округе человека, героя Крымской войны Тепсы Ахмадова - Човке. Тепса был очень интересной личностью. Он ревностно следил за чистотой окружающей среды. Сельчане уважали его, а некоторые побаивались: перенесший контузию, Тепса был ужасен в гневе и за проступки наказывал жестоко. В этом же году произошло еще одно событие. Род Шуаиповых был приверженцем известного в Чечне алима и устаза Юсуп-Хаджи Байбатырова. В доме Сиргана он был частым гостем. В этот год до Чечни докатились волны революционных перемен в России. К революции здесь относились неоднозначно. Юсуп-Хаджи приехал в Дачу-Борзой, чтобы выразить отношение к власти большевиков. Узнав о прибытии устаза, в селение стали стекаться сотни его вооруженных сторонников. Устаз призвал не оказывать сопротивление новой власти: «…Это борьба неравная, кроме гибели лучших и жертв невинных она ничего не принесет». Вскоре Юсуп-хаджи эмигрировал в Турцию. Будучи безнадежно больным, устаз передал через паломников свою последнюю волю - быть похороненным на родной земле: «Если это вообще возможно, то выполнить мое желание под силу только Чоре Шуаипову». Вместе с сыном устаза Магомедом (другой сын Алавди эмигрировал с отцом) Чора исполнил завещание Юсуп-хаджи. А помог ему в этом никто иной как его бывший приятель-гимназист, а в 1925 году первое лицо Советского государства Иосиф Виссарионович Сталин. Чора поехал в Москву и добился аудиенции со Сталиным. В результате ему не только разрешили перевезти останки, но и выделили спецвагон до Батуми. Дальше они добирались морем на пароме. В Турции также пришлось добиваться разрешения от властей и пройти необходимые юридические процедуры. Рассказывают, что когда , на обратном пути таможенники-чекисты потребовали вскрыть гроб с телом устаза, и когдва в темном вагоне сопровождающие чуть сдвинули крышку, из гроба появилось сияние. Растерянные чекисты, пятясь, выбежали на улицу. Тем же эшелоном тело Юсуп-Хаджи было доставлено в Гудермес. Путь до Кошкельды, где его похоронили, люди прошли пешком. С тех пор там находится зиарат этого святого. В конце двадцатых годов Шуаиповых раскулачили. А отнимать было что: мельница, магазин, пилорамы, дом и лавка, земельные участки в селении и в Грозном. Чора приготовился к худшему - ссылке. Но сначала он попытался облегчить участь своих стариков. С этой целью он послал вместе с отцом Човку в Шатой, где располагались районные органы. Човка, хорошо владевшая русским языком, выпросила у начальника разрешение оставить свекра и свекровь дома. Эта была первая ссылка Чоры и его домочадцев. И не последнее испытание в их жизни. Из этого изгнания семья вернулась. А в 35-ом Чора снова пережил один из страшных эпизодов в своей жизни. Как «враг народа» он был арестован и содержался в тюрьме в Грозном. На рассвете как-то его вместе с остальными пятью сокамерниками вывели в тюремный двор и поставили на краю рва, лицом к расстрельной команде. Им стали завязывать глаза, но арестованные отказались. Тогда «врагов народа» повернули спиной. Раздался залп. Когда Чора очнулся, увидел, что трое из них мертвы, а он и еще двое -живы. Это был изощренный способ запугивания - «убийство живьем». Когда Чора вернулся в камеру, он был совершенно седой. Его приговорили к ссылке. Чора с семьей оказался среди репрессированных алимов, бывших офицеров и других «врагов народа» в Муйнкуме (Средняя Азия). Многие из них погибли. Чору приговорили к десяти годам лагерей и отправили дальше, в Магадан. А Човка осталась с детьми одна, без поддержки в Средней Азии. Чтобы спасти старших сыновей, женщина решается на отчаянный шаг. Она отправляет их в Чечню. Так Магомед, Хамид и Индарбек вместе с проводником - пожилым чеченцем Озга - отправились в долгий и трудный путь, который в любую минуту мог закончиться для них трагедией. Представьте мальчишек в возрасте от 7 до 12 лет, пешком одолевающих путь из Средней Азии в Чечню. Днем они прятались, изнывая от жары и голода, ночью продолжали путь вдоль железной дороги, дрожа от холода и страха. И все-таки они дошли. У местечка Кордон (между Старыми Атагами и Чишки) один из мальчиков подошел к пожилому чеченцу и попросил немного хлеба. Тот дал ему чурек и удивлённо заметил: «Надо же, как хорошо цыгане говорят по чеченски». Старший из сыновей Чоры узнал в мужчине родственника по материнской линии и сказал, что они не цыгане, а сыновья Чоры и Човки. Мужчина долго не мог прийти в себя от изумления. В Дачу-Борзое мальчикам нельзя было показываться, и мужчина увез их на телеге в Чишки к родственникам матери. Через два года вернулась домой и Човка с младшими детьми и до самой депортации 44-го жила в Чишках. Когда 23 февраля 44-го в дом к Човке зашли солдаты, она решила умереть, но не согласиться с тем, что ее с детьми снова лишат родины. Она подошла к старшему и закричала: «Никуда я больше не пойду, стреляйте нас всех здесь!» Офицер объяснил ей, что выселяют всех чеченцев. И только тогда Човка успокоилась и уже привычно стала собираться в неизвестность. Тем временем Чора, не имея ни малейшего представления о судьбе близких, пытался выжить, чтобы вернуться. Там, в лагерях, он встретился с двоюродным братом Иосифа Джугашвили, с которым познакомился в гостях у приятеля. Теперь он был братом Човки по несчастью. Эта встреча окончательно убедила его в решении не обращаться за помощью к грузинскому «другу». Чора выжил чудом и в 47-ом отправился на поиски своей семьи, в которой уже не было двоих сыновей - Хисаба и Майрбека. Старший сын Магомед закончил школу. В поисках семьи Чора наконец добрался до Киргизии, где, как ему стало известно, осела его семья. В Токмаке он спросил у первого встречного молодого чеченца, знает ли он, где живет семья Сергановых (эту фамилию после первой ссылки он дал своей семье)? Молодой человек ответил старику, что он Магомед, сын Чоры Шуаипова. Так, после долгой разлуки, повстречались отец и сын. В 1958 году Чора с семьей вернулись на родину. В его бывшем доме ему выделили две комнаты. В другой части дома находилась сельская амбулатория. Бывший магазин Чоры стал государственным. В домах братьев расположились классы сельской школы… Но вот чего не смогла лишить Чору советская власть, это уважения людей к его мужеству и умению стойко переносить удары судьбы. Чора щедро делился с односельчанами знаниями, которыми обладал. Он владел французским, турецким, грузинским и русским языками. Сельчане собирались у него во дворе, садились на траву, и Чора читал и переводил им газеты, журналы. Чтение прерывалось комментариями. Старики внимательно и благодарно слушали его. И еще одна особенность нашего героя - великолепная память. Он корректировал карты по памяти для геологических партий, регулярно приезжавших к нему. В молодости он исходил юг и запад Чечни. Изучал предгорья и горы в поисках полезных ископаемых, ценных пород деревьев. К Чоре часто приезжали практиканты из Грозненского нефтяного института. Во время торжественной встречи местные пионеры повязывали «врагу народа» Чоре Шуаипову красный галстук, отдавали салют, читали стихи про партию. О чем думал Чора в эти минуты?.. Несмотря на все беды и несчастья, Чора Шуаипов прожил долгую жизнь. Он умер в 1965 году и похоронен в родном селе, откуда не раз был изгнан. Даже жернова беспощадной советской машины оказались бессильны против него. В памяти всех, кто его знал, Чора остался настоящим кьонах. Для тех, кто знает, что это означает, других слов не надо! Источник: ИА "Чеченинфо" Вернуться назад |