Главная > Знаменитые чеченцы > "Таш адам" - Байсангур Беноевский

"Таш адам" - Байсангур Беноевский


11.-01.-2017, 02:52. Разместил: abrek
В 1794 году в семье чеченца Баршкхи из рода Эди-некъи в ауле Беной родился мальчик. Назвали его Байсангуром. Ещё свежи были в памяти народа битвы восставших горцев Северного Кавказа под предводительством Шейха Мансура с царскими войсками. В год рождения Байсангура, первый имам Кавказа умер в каземате Шлиссельбургской крепости, став для потомков вечным примером пламенной борьбы за справедливость и равенство.
О периоде жизни Байсангура до 1839 года практически ничего не известно. Но ясно другое: он не мог стоять в стороне от антиколониальной борьбы, ведь Именно здесь, в горном Беное, в свое время скрывался предводитель повстанцев Ташу-Хаджи. Сюда бежал потерпевший поражение в Ахульго Шамиль. Именно предводитель беноевцев Байсангур приютил тогда у себя измученного будущего имама. Именно в Беное скрепилась многолетняя боевая дружба старых знакомых, не раз ходивших прежде в бой. И не удивительно, что спустя некоторое время именно Байсангур вместе с Ташу-Хаджи, Шоип-муллой из Центороя и Джавадханом из Дарго разворачивает в Нохчмохке бурную деятельность с целью провозглашения Шамиля имамом Чечни и Дагестана.
В 1839 году в Беной съезжаются предводители всех чеченских обществ для знакомства с будущим лидером горцев. Тогда же на горе Кхеташон-корта у села Центорой на съезде представителей всех обществ и народа знаменитый по тем временам ученый и воин, шейх Шамиль был провозглашен имамом Чечни и Дагестана, отцом страны и отцом шашки (туран да), то есть, предводителем и главным полководцем. Прямодушный и бесхитростный Байсангур отказался от почетных званий и должностей, которые ему предлагал имам, не желая идти против своих принципов. Шамиль и его окружение с огромным уважением и любовью относились к мужественному лидеру. "Таш адам Байсангур" (Байсангур - человек из камня), - отзывался о нем Шамиль.
Летом 1845 года армия имама, в числе которых и Байсангур, громят многочисленные войска графа Воронцова. После той неудачной Даргинской («сухарной») экспедиции, в которой царские генералы потеряли свыше 3 тысяч солдат и офицеров, они в течение 14 лет не решались вторгаться в горные районы. Именно там, в ожесточенных боях лета 1845 года Байсангур лишается руки и глаза. 1847 год. Царские войска осадили аул Гергебиль в горном Дагестане. Одноглазый и однорукий Байсангур со своим отрядом защищает участок обороны в районе садов. Царские военачальники время от времени начинают штурм селения. Пушечным ядром чеченскому наибу отрывает ногу. Истекающего кровью, без сознания, уже 53-х летнего наиба в наступивших сумерках подбирают царские солдаты.
Весть о пленении Байсангура мгновенно облетает горы. Шамиль тяжело переживает это известие. Он лично оказывает помощь друзьям и родичам Байсангура в организации побега из плена. В середине июня 1847 года тяжело раненного Байсангура под большим конвоем отправляют из Дагестана в крепость Грозную. По дороге на колонну нападают мюриды и освобождают своего наиба. Байсангура горцы встретили с ликованием,.но радость их была омрачена видом бесстрашного воина. Он был калекой. Нестерпимым огнем, особенно в ненастье, горело израненное тело, жизнь становилась невыносимой, словно муки ада. Казалось, что воинская слава уже никогда не вернется к старому и изможденному калеке. И все - таки победила железная воля. Без одного глаза, без руки и без ноги Байсангур остается в строю. Еще при его жизни о Байсунгуре слагали легенды. По преданию, его привязывали к лошади кожаными ремнями, и не ведающий страха наиб, выхватывая единственной рукой шашку и сверкая единственным глазом, мчался в самую гущу врагов.
После поражения в Крымской войне царизм пытается взять реванш на Кавказе. Мирный договор в Париже дает возможность самодержавию бросить против горцев огромные силы. Шамилю противостоит 300-тысячная армия. Изнуренное войной население, с трудом, напрягая последние силы, оказывает отчаянное сопротивление. 25 лет изнурительной войны ослабевают горское общество. Численность только чеченского общества к этому времени уже сократилась более чем в 5 раз. Конец предрешен. Преодолевая сопротивление непокорных, сжигая аулы, царские войска постепенно занимают территорию Чечни и Дагестана. В марте 1859 года Шамиль покидает Чечню. И в этот тяжелый период непокорный Байсангур уходит со своим отрядом в горный Дагестан - к Шамилю.
Август 1859 года. Имам Шамиль, теснимый многочисленной армией, с четырястами защитниками и тремя пушками укрепляется на горе Гуниб. Байсангур организовывает оборону осажденного Гуниба. Однако, 25 августа 1859 года после длительной осады Шамиль сдается в почетный плен.
Именно Байсангур – давний друг Имама - был одним из двух чеченских наибов, вместе с Османом Мичикским, которые до конца остался с Шамилем. Существует предание, которое передается из уст уста, и сохранило отголоски тех драматических событий: "Когда Байсангур узнал, что имам идет сдаваться, то поскакал в сторону Шамиля. Увидев сгорбленного позором и унижения имама, идущего на окраину осажденного аула, Байсангур окликнул его и попросил переговорить с ним. Рассказывают, что на окраине аула стояла сакля, они зашли туда. Байсангур всячески отговаривал имама от сдачи в плен. Он долго и настойчиво убеждал его, что ещё не все потеряно, что они сумеют прорваться через тройное кольцо.
Однако Шамиль был непреклонен в своем решении и направился в сторону неприятеля. И тогда, от отчаяния и бессилия вернуть стойкость и решительность некогда отважного воина Байсангур выхватил пистолет и навел на удалявшегося Шамиля. Он, окликнул его: "Шамиль!". Имам, не оборачиваясь, продолжал идти. Еще дважды окликнул Байсангур имама, но тот не обернулся и навсегда вошел в историю как человек, который сломился и покорился судьбе и сложившимся обстоятельствам. Позже, когда царский генерал спросил Шамиля, почему тот не обернулся, Шамиль ответил: "Если бы я обернулся, то он бы меня застрелил ". "А разве он не мог застрелить тебя и так?" - удивился генерал. "Это был Байсангур, он в спину не стреляет", - коротко ответил Шамиль.
После почетной сдачи Шамиля, Байсангур с небольшим чеченским отрядом сумел прорваться сквозь тройное кольцо врага и ушел в Симсирские леса. В этом историческом прорыве погибает почти весь его отряд. Выжили немногие. Однако, неукротимый наиб со своим соратником Солтамурадом и лидерами других чеченских общин готовит восстание. В Аргунском ущелье готовится к выступлению и "старый волк" Ума Дуев из Дзумсоя, готовится и отважный Атабай Атаев. Уже в мае в горной Чечне вновь вспыхивает восстание и на этот раз его возглавляет уже 66-летний Байсангур Беноевский. По преданию, бывший имам по настоянию царя пишет в это время ему письмо, укоряя в том, что Байсангур напрасно губит людей в бессмысленной борьбе, что силы царской армии неисчислимы. Говорят, что Байсангур ответил со свойственной ему резкостью и решительностью, что Шамиль опозорил себя навеки, променяв свои идеи на сытную и уютную жизнь за пазухой царя . И это в то время, когда именно по призыву Шамиля чеченское общество было обескровлено и потеряло почти половину мужского населения. Байсангур ответил, что предпочитает почетную смерть на поле брани, а не в золотой клетке.
Незадолго после этого, 17 февраля 1861 года, при выходе из очередного окружения под Байсангуром погибает конь, а сам он (раненным) попадает в плен. Военно-полевой суд проговорил Байсангура к смертной казни через повешение. Его семья и сыновья Олхазур и Тахир вместе с другими участниками восстания ссылаются в Сибирь.
В тот воскресный день на площадь перед церковью в Хасавюрте собрали народ. Многие и сами пришли в последний раз посмотреть на знаменитого предводителя горцев. Под барабанный бой ввезли на телеге одноглазого, однорукого и одноногого чеченца. Кто знает, о чем думал этот человек перед казнью? Что хотел сказать этим людям в оборванных одеждах, с надеждой на чудо взиравших на него, и, не стесняясь утиравших слезы, от бессилия. Тяжело передвигавшегося 67-летнего Байсангура подвели к виселице. Стоявшие на площади горцы начали читать предсмертную молитву "ясин". Раздалась команда офицера. Остановили барабанную дробь. Зачитали приговор. И тут царские палачи применили изуверский прием и начали вызывать из толпы горцев, желающих совершить казнь над прославленным наибом. В награду были обещаны деньги и всевозможные почести и привилегии. Толпа угрюмо молчала. Но нашелся один… (в народе утверждают, что палач из горцев был подкуплен заранее). У Байсангура задрожали губы. Он не стал ждать и, сверкнув глазом, сам сошел со скамьи, шагнув в бессмертие...
Возглас ужаса и скорби пронесся над толпой.
Трудно удивить горцев храбростью, но всегда и во все времена у горцев особое и неизменное восхищение вызывало имя Байсангура Беноевского. Этот человек один из самых легендарных и почитаемых героев чеченского народа. В памяти народной он остался как образец неукротимости, мужества и несгибаемой воли. Его образ, как и многих других героев, служил примером для лучших сынов чеченского народа, таких, как Алибек Алдамов, Зелимхан Харачоевский или Абдурахман Авторханов. Имя Байсангура долгое время было одним из "белых пятен" официальной истории, но оно должно занять подобающее ему в отечественной истории место. Но как бы ни сложилось, ясно одно- никогда благодарная память народа не забудет своего великого сына, отдавшего жизнь в священной борьбе за свою Отчизну.

Источник: ИА "Чеченинфо"
Вернуться назад