Главная > Знаменитые чеченцы > Народный соловей Султан Магомедов
Народный соловей Султан Магомедов11.-01.-2017, 03:56. Разместил: abrek |
60-70-е годы XX века были годами высочайшего взлета профессионального и самодеятельного танцевально-песенного искусства Чечни, были поистине звездными годами его. Не было ни одного Всесоюзного, Всероссийского, Международного и регионального музыкально-исполнительского фестиваля, смотра, конкурса, праздника искусств, где бы и солисты, и целые коллективы Чечено-Ингушетии не производили бы своими выступлениями фурор, не изумляли бы и не потрясали бы всех своим мастерством, задором, увлеченностью, не занимали бы первые места, получая высочайшие оценки. Их знали, уважали и охотно приглашали на гастроли в Европу, Азию, на Ближний Восток и Африку, Индию и Америку, где выступления наших артистов проходили всегда с триумфом. В начале шестидесятых годов прошлого века имя и голос Султана Магомедова, звонкий, как весенний ручей, чистый, как горный родник, привольный и богатый опенками как альпийский луг, был широко известен и горячо любим в Чечено-Ингушетии всеми — от мала до великаю Родился он в 1937 году в с. Курчалой Курчалойского района ЧИАССР в семье простых тружеников. Правда, один природный дар выделял отца Султана Дугу среди односельчан: у него, у сельского муллы, был сильный и красивый голос, и поэтому он славился исполнением назмов, зикров и мовлидов. Видимо, голос этот передался сыну по наследству. Правда, происхождение отца всю жизнь негативно отражалось в советское время на судьбе Султана: его попрекали отцом, затирали, травили, обрезали крылья, не давая в полную силу раскрыться его дару, обделяли признанием и званиями. Это обижало, но певец не поддавался унынию и пессимизму, не придавал этому значения, а упрямо делал главное дело своей жизни - радовал песнями людей, добиваясь своего упорным трудом. Молодые годы С. Магомедова пришлись на период депортации, он жил и рос в совхозе им. Ленина Ворошиловского района Фрунзенской области Киргизской ССР. Только в 1948 году - одиннадцати лет - пошел в первый класс, но учиться пришлось недолго: после четвертого класса необходимо стало трудоустраиваться. Работал чабаном, водил отары по степям Киргизии. И там, на просторе, в одиночестве пел: любил петь с детства. «Кажется, в те времена голосу Султана отдавали свою нежность - полевые цветы, мелодичность - шелест степных трав, силу - весенние ветры, чистоту - горные родники. Из сплава всего этого и получился волшебный голос Султана: нежный и искренний, когда он ноет о любви, мужественный и строгий, когда он исполняет народные героические илли и песни о Родине», - писал один из яростных поклонников и соавторов певца известный чеченский поэт М. Дикаев.Но юношу с богатым от природы, лирическим голосом заметил знаменитый драматург Абдул-Хамид Хамидов, который взял его в только что созданный национальный ансамбль песни и танца. Но путь С. Магомедова на сцену был нелегким и долгим. «Петь я любил с детства, говорил Султан. - Голос прорезался, как говорится, очень рано, но долгое время я не мог дать ему полную волю, чтобы пенис стало главным смыслом моей жизни».Да, это так и было: до первого выхода на сцену Султану пришлось после чабанства поработать бетонщиком на стройке, одновременно учась в вечерней школе, а после возвращения на Родину, в с. Курчалой, - ремонтником дорог. Все эти годы он пел на самодеятельной сцене. С 1956 года оргкомитет по восстановлению Чечено-Ингушской Республики, учитывая не только материальные, но и духовные потребности возвращавшегося на родину населения, начал отбирать из среды переселенцев одаренных людей. Стараниями композитора Халебского была собрана группа артистов, в том числе такие таланты, как Щита Эдилсултанов, Зулай Сардалова, Умар Дениев, Яраги Зубайраев, Альви Дениев, Тамара Алиева. В ту первую группу артистов, возвращаемых в республику, С. Магомедов не попал. Но вскоре его мечта вернуться на родину осуществилась. По настоянию друзей, в 1957 году, волнуясь, перешел-таки порог Чечено-Ингушской государственной филармонии. И с первого же выступления очаровал и пленил всех и стал всеобщим любимцем: стоило только ему спеть какую-нибудь песню, как она сразу же становилась всенародной, ее сразу же подхватывали все, особенно самодеятельные исполнители. Его песни «Ты голос гор» (Я. Хасбулатов), «Утро Кавказа» (М. Дикаев), «Милый Кавказ» (X. Мехтиев), «Горный цветок» (III. Рашидов), «Солнечная Чечня» (X. Сатуев), «Крылья любви» (Л. Кусаев) и многие другие звучали повсюду, были на устах у всех. Мелодии к стихам он или подбирал из сокровищницы народного музыкального искусства, или писал сам: Султан был многогранно одаренным человеком. Хотя всеобщее признание пришло к нему рано и прочно, но трудным был хлеб артиста. В городе у него не было ни кола, ни двора, ни концертного костюма, ночевал в филармонии. Попрекали религиозностью отца, не продвигали по работе. В Чечне у С. Магомедова не было дома. На первых порах домом для него стало помещение филармонии. Там два молодых таланта (вторым был 17-летний Муслим Магомаев) дневали и ночевали в буквальном смысле слова - спали прямо на сцене. Обоих звали в Баку. Азербайджанский композитор Гаджиев предлагал поступление в государственную консерваторию без вступительных экзаменов. М. Магомаев вскоре уехал в Азербайджан. А С. Магомедов остался в Чечне. Он хотел петь только для своего народа. В отчаянии не раз приходила мысль бросить все, уехать в родное село, заняться привычным крестьянским трудом. Но желание петь каждый раз брало верх, и Султан оставался.И все же понемногу устроились и жизнь, и быт: получил квартиру, рядом была добрая и щедрая супруга Асма (солистка ансамбля песни и танца), подрастали дети - сыновья Тимур и Заур, дочь Зара. Немало радостей приносили многочисленные гастрольные поездки ансамбля по городам Советского Союза, Европы, Ближнего Востока, Америки. В 1964 году в нашей республике проходил первый Всесоюзный музыкальный фестиваль. В Грозный съехались известнейшие музыкальные коллективы, композиторы, артисты: Ленинградский концертный ансамбль им. М. Глинки, Большой симфонический оркестр из Москвы, Государственный эстрадный оркестр Азербайджана, Волжский народный хор, солисты Большого театра П. Лисициан, А. Ведерников, певцы И. Кобзон, И. Бржевская, О. Анофриев, композиторы М. Кажлаев, О. Фелыщан, А. Юрлов и многие другие. В этом великолепном созвездии звучал голос Султана Магомедова. Поэтому он по праву был удостоен почетного звания «Заслуженный артист ЧИАССР» по итогам фестиваля «За участие в первом республиканском фестивале музыки» и «За достигнутые творческие успехи в художественном обслуживании трудящихся Чечено-Ингушетии». В 1965 году Государственный ансамбль песни и танца под руководством известного писателя-драматурга, народного артиста ЧИАССР А-Х. Хамидова совершил трехмесячную гастрольную поездку по двадцати городам России (Ленинград, Архангельск, Йошкар-Ола, Казань и другие), в каждом из которых давал по 2-3 концерта, которые всегда проходили с аншлагом. Только в г. Москва ансамбль выступал девять раз, в т.ч. и по Всесоюзному телевидению и радио. После поездки А-Х. Хамидов писал в газете «Грозненский рабочий»: «Всегда и везде с неизменным успехом выступала мужская вокальная группа, солистом которой был несравненный Султан Магомедов. Его песни, воспевающие Чечено-Ингушетию, ее гостеприимный и трудолюбивый народ слушатели встречали овацией. И всегда особо отмечали чарующий, чистый и сильный голос певца-солиста». Тут, как говорится, ни прибавить, ни убавить. Казалось, впереди еще много времени, много свершений. Все складывалось успешно. Не хватило одного – здоровья. Ему так и не удалось дожить до звания народного артиста республики Жизнь народного певца оборвалась, когда ему не было и 35 лет. Своим безвременным уходом он бесспорно обеднил исполнительское искусство чеченского народа.. Сегодня с нами нет Султана Магомедова, но продолжает звучать и радовать нас его изумительный голос и песни, конкурируя на равных, а порой и превосходя многочисленных модных исполнителей, как российских, так и европейских. Очень точно сказал о нем не менее известный III. Эдисултанов: «Певца с таким голосом, как у Султана, не было и нет другого в Чечне. Чтобы по достоинству оценить, его голос надо было слушать в горах, когда он, повторяемый эхом гор и долин, разливался особенно широко и вольно: он был голосом наших гор, нашего народа. И он не умрет, покуда народ не утратит желания петь, творить песни и радоваться жизни». Память о певце жива. Его, человека, который так и не получил официальное звание «народный артист» до сих пор помнят и любят в народе, - в народе, который назвал его народным и своим соловьем. Сохранились и звукозаписи песен в его исполнении. Сохранился его живой и неповторимый голос….. Источник: ИА "Чеченинфо" Вернуться назад |