Главная > Знаменитые чеченцы > ЖЗЛ. Даша Акаев. Летчик из Закан-Юрта

ЖЗЛ. Даша Акаев. Летчик из Закан-Юрта


11.-01.-2017, 03:48. Разместил: abrek
Высокое призвание

Степан Савельевич Кашурко – бывший руководитель поискового центра «Подвиг» Союза ветеранов Вооруженных Сил, три десятилетия вел неустанный розыск безвестных героев Великой Отечественной войны. Благодаря его труду были найдены 225 тысяч безвестных героев. Уже три года, как не стало самого Степана Кашурко, но в памяти тысяч и тысяч людей он остался навечно.

Кстати, С. Кашурко не раз бывал в Чеченской Республике. И не с пустыми руками. Вот только одна история…

В канун праздника Красной Армии, 22 февраля 1944 года, в занятое прибывшими на «отдых» солдатами НКВД село Закан-Юрт, Акаевой Зане пришло долгожданное письмо с фронта от сына Даши. Это радостное событие по времени совпадало с торжественным поздравительным обходом офицера и председателя колхоза «Красный чеченец» семей воинов-фронтовиков.

Вошедшим в дом гостям счастливая мать протянула письмо с фотокарточкой и выдержку из газеты «Правда» и попросила прочесть, поскольку не умела читать по-русски. Читал офицер, громко, четко, выразительно: «Мама, я уже командир штурмового авиационного полка, награжден двумя орденами. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда: спасал ленинградцев от голодной смерти.

А теперь со своими боевыми товарищами гоним немецких оккупантов за пределы нашей родной страны. Мстим фашистам за разоренные города и села, за бесчинства и надругательства над людьми».

Добрая, худенькая мать слушала и тайком смахивала слезы радости, слезы гордости за сына…

«Нам некогда отдыхать, мама, – продолжал офицер. – Днем и ночью штурмуем вражеские позиции, эшелоны, корабли и аэродромы. Вы же, мама, спите спокойно, теперь вы далеко от фронта и никто не потревожит ваш мирный труд. Знайте: я защищаю вас, я всегда с вами. Но если суждено будет умереть, то умру за свою Родину героем. Вас же, мама, Родина не забудет!..»

И Родина…не забыла мать героя. Уже на следующее утро читавший письмо офицер с солдатами вытолкнул упирающуюся мать красного командира из родного очага и отправил в дальние края…

Униженная и оскорбленная Зана Акаева тяжело переживала разлуку с родиной. Она ежедневно выходила на дорогу, всматриваясь в казахстанскую степь, вглядываясь в чужое небо. Она ждала сына, командира полка, летчика, майора Дашу Акаева. Ждала вызволения из неволи. Но шли годы. Сын не являлся. Мать писала письма Сталину, Молотову, Ворошилову и Берии, слезно просила сообщить, где ее сын – защитник Родины, Советской власти и коммунистической партии…

Приходили ответы: «Майор Акаев вылетел по боевому заданию и в часть не вернулся 26 февраля 1944 года».

В часть не вернулся…Такой ответ порождал двусмысленность, разные толки, намек: «Может быть, немцам сдался»…

Убитая горем и тоской, гордая Зана Акаева не вынесла бесчинства и надругательства. Ее сердце остановилось весной 1953 года. Хоронили ее на краю города Семипалатинска.

Судьба героя стала известна

Розыски летчика Акаева продолжили его родственники. 40 лет запрашивали разные учреждения, архивы и инстанции. Зато ответы приходили одинаковые: «Вылетел по боевому заданию и в часть не вернулся». И, наконец, в 1993 году запрос из Грозного попал к С. Кашурко. «Не мог я не откликнуться. Такие патриоты Родины, как Даша Акаев, не исчезают бесследно. Они оставляют после себя добрый след на земле и добрый дух в небе», – скажет позже поисковик. Приступил к поиску. Длился он целый год. И оказалось, что в военных архивах таятся все документы о жизненном и боевом пути прославленного аса – чеченца из Закан-Юрта. Погиб он смертью героя при нанесении бомбоштурмового удара по фашистскому аэропорту в Эстонии. Погиб 26 февраля 1944 год, на третий день после изуверского изгнания с родной земли его родной матери и всего чеченского народа, за честь и свободу которых он сражался с чужеземными карателями, не догадываясь об изуверских планах своих, бериевско-сталинских карателей.

Жил и ушел из жизни гордым, непокоренным

Рожденный летать, ползать не может. (Любимый перефраз Даши Акаева).
Даша Ибрагимович Акаев родился в селении Шалажи Урус-Мартановского района 5 апреля 1910 года в семье лихого джигита – Ибрагима Акаева, участника боев с немцами во время I мировой войны. Немного об этом.

Когда разгорелась первая мировая война, по высочайшему велению царя Николая II генерал Д.П. Багратион сформировал из добровольцев горских народов Кавказскую туземную кавалерийскую дивизию и с нею ушел на Западный фронт. За отчаянную храбрость и бешеный натиск на врага дивизию прозвали «дикой».

В Дикую дивизию входило 6 кавалерийских полков – чеченский, ингушский, кабардинский, дагестанский, черкесский и татарский. Ей были приданы Осетинская пешая бригада и 8-й Донской артиллерийский дивизион. Так вот, в Чеченский кавалерийский полк и был зачислен на конкурсной основе Ибрагим Акаев со своим неразлучным скакуном по кличке Урус, который не раз выручал его в критические моменты боев.

В августе 1917 года генерал Корнилов, поднявший мятеж против революционного Петрограда, в качестве ударной силы пытался использовать Дикую дивизию. Но джигиты не поддержали его и при развале фронта ускакали к себе домой.

В 1918 году храбрый конник Ибрагим Акаев вернулся домой в Шалажи на своем Урусе.
Во время становления советской власти он переселился в селение Закан-Юрт соседнего, Ачхой-Мартановского района. Здесь занялся сельским хозяйством, приучал сына-подростка к нелегкому крестьянскому труду. Любознательный, упрямый Даша уговорил отца отпустить его на учебу в Ермоловскую школу-интернат, а уж оттуда и в ФЗУ города Ростова.
Работая слесарем на заводе «Ростсельмаш», юноша в свободное время активно посещал аэроклуб, осваивал азы летного дела. Здесь вступил в комсомол, проявил свои организаторские способности и желание подняться в небо. И когда в январе 1931 года был брошен клич: «Комсомолец, на самолет!» – Даша тут же устремляется в Первую объединенную школу пилотов ГВФ города Бийска.

Успешно окончив ее, он в 1933 году получил назначение пилотом в Закавказскую сельхозавиацию, поближе к дому. То было время торжества техники и высоких скоростей. Летчики завоевывали все новые высоты, отправлялись в дальние перелеты. Даша решил совершить дальний перелет. Выполняя сельскохозяйственные работы, самовольно изменил маршрут, и в августе 1933 года на бреющем полете он трижды пролетел над Закан-Юртом и, к великому удивлению переполошившихся жителей, посадил свою крылатую машину на краю родного села. Это был первый летчик в истории чеченского народа.

Грянула Отечественная война

Даша Акаев настоял на своем, к концу 1940 году вырвался из пут помощника военкома по комсомолу и занялся чисто летным делом. Его нельзя было не замечать, игнорировать. Последовал вывод аттестационной комиссии за 1940 год: «Должности командира звена вполне соответствует, заслуживает продвижения по должности на командира отдельного отряда».

Когда началась Великая Отечественная война, старший лейтенант Акаев подал рапорт с просьбой немедленно отправить его на фронт. Однако командование Амурской Краснознаменной флотилии не хотело расставаться с опытным мастером дневных и ночных полетов, с мастером точной стрельбы и бомбометания. Его повышают в должности, назначают заместителем 3-й авиаэскадрильи.

Гитлеровские войска заняли Волоколамск, смертельная угроза нависла над столицей Родины. Заместитель командира авиаэскадрильи АКФ настоятельно требует отправки на фронт, ведь там он нужнее. Получает отказ. Мотивируя тем, что и здесь, на Дальнем Востоке, может вспыхнуть война, «а вы не рядовой командир…»

Акаев вспылил: «Согласен на разжалование, пошлите защищать Москву рядовым. Страна в опасности, а я отсиживаюсь здесь, в глубоком тылу, хожу по начальству, упрашиваю, унижаюсь. А ведь рожденный летать, ползать не может».

Наконец, добился своего. Командование авиаэскадрильи и авиаполка Амурской Краснознаменной флотилии в последний раз, 24 января 1942 года, пишет на Акаева аттестацию:
«Зам.командира ЗАЭ 117 АП АКФ старший лейтенант Даша Ибрагимович Акаев…
Дисциплинирован, требователен к себе и подчиненным. Умеет воспитывать в личном составе боевой дух. Однако в работе были случаи, когда из-за принципа выполнял не то, что ему прикажут. Имели место проявления недовольства по службе, заявил: «Переведите рядовым летчиком». Авторитетом пользуется, о подчиненных заботлив. В общественно-массовой работе участвует активно.

Летает уверенно днем, ночью и под колпаком, в облаках и за облаками. За 1941 году имеет общий налет 122 часа 55 минут. Из них слепой – 9 часов 35 минут, ночной – 39 часов 47 минут, высотный – 5 часов 50 минут, маршрутный – 20 часов 54 минуты, в облаках – 4 часа 57 минут, в прожекторе – 1 час 50 минут. Летает на самолетах МБР-2, У-2. Способен пренебрегать личными выводами для пользы службы. Волевой, инициативный, смелый, решительный командир…
Выводы:

Откомандировать в действующую армию для изучения опыта Отечественной войны.
Командир 117 авиаполка майор Мухин.
Военком 117 авиаполка ст. Политрук Салло.
24 января 1942 года».

В конце января 1942 года ст. лейтенант Акаев прибыл в распоряжение ВВС КБФ (Военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского Флота), и с ходу включился в боевую обстановку. В феврале за 4 дня он произвел 12 боевых вылетов в ночное время на самолетах МБР-2 (морской бомбардировочный разведчик). За это он был представлен к награде орденом Красной Звезды, который был вручен ему 15 августа 1942 года. Вот выписка из наградного листа:

«Старший лейтенант Акаев, будучи прикомандированным с Дальнего Востока для приобретения опыта в ночных действиях самолетов МБР-2, с этой работой справился отлично, закрепив практическими успешными боевыми полетами.

2-го февраля 1942 года произвел три успешных боевых вылета, бомбоудар и штурмовку автомашин и живой силы противника. Отвечая дружным огнем своих пулеметов, экипаж заставил огневые точки прекратить обстрел. Бомбы попали точно в цель. В одном полете вызван большой пожар, на ж.д. станции Тосно, что подтверждает другой экипаж.
3-го февраля 1942 года произвел два успешных боевых ночных вылета по ж.д. узлу поселка Тосно и штурмовке автоколонн на шоссейной дороге Тосно-Шапки. Бомбы упали на ж.д. полотно и строения у дороги.

4-го февраля 1942 года произвел три успешных ночных вылета по ж.д. полотну поселка Шапки. В одном из полетов вызван пожар.

17.02.42 г. произвел два успешных боевых вылета по станции Мга. Оценка полета командованием группы дана – хорошо.

Всего произвел 12 боевых вылетов, налет 17 час. 51 мин.

Командир 58 ОАЭ ВВС МВФ майор Каминский.

Военком 58 ОАЭ ВВС МВФ батальонный комиссар Соболев».

Каждый боевой вылет подробно расписан в специальных сведениях о произведенных боевых ночных вылетах на бомбоудар по войскам и объектам противника старшим лейтенантом Акаевым. Приведем для примера расшифровку первых трех боевых вылетов за 2 февраля:
«Задание 1. Бомбоудар по железнодорожной платформе Заозерная с высоты 1500 метров и пулеметный обстрел платформ и транспорта.

Выполнение задания: Удар в 4 час. 58 мин. с высоты 1500 метров по стоящим двум железнодорожным эшелонам на платформе Заозерная. Произведен обстрел из пулеметов по платформе и опушке леса.

Самолет обстрелян зенитно-артиллерийским огнем, самолет имеет три осколочных пробоины в левой плоскости. Полет на правом сидении. Налет 1 час. 19 мин.

Задание II. Бомбоудар по деревне Чудов Бор и обстрел деревень в районе реки Тигода.
Выполнение задания: Удар в 23 час. 39 мин. С высоты 2750 метров. Разрывы не наблюдал. Штурмовка населенных пунктов Черемная гора, Молоди, Лупполи, Липовик, Дубовик и дорогу на Шалы. Обстреляны сильным ЗПО из Березовки и Велиполого. Полет на правом сидении. Налет 1 час 29 мин.

Задание III. Бомбоудар по деревне Чудской Бор. Штурмовка целей.

Выполнение задания: Удар в 2 час. 20 мин. – 2 часа 23 мин. С высоты 2000 м.
Разрывы. Одна бомба с северной стороны недолетом, три бомбы – прямое попадание в постройки, одна бомба с перелетом на юго-запад в 50 метрах и одна бомба на улице в западной части деревни.

Штурмовка Черемного Бора, Молоди, Лупполи, Зенино и дорог между ними. Наблюдался сильный зенитно-артиллерийский огонь из деревни Березовка. Полет на левом сидении. Налет 1 час.27 мин».

Боевой опыт Акаева стал достоянием не только 58-й отдельной авиаэскадрильи, но и многих авиаподразделений ВВС Краснознаменного Балтийского флота. В конце сорок второго он был приглашен на встречу командиров и офицеров ВВС КГФ для обмена мастерством бомбометания. Воспользовавшись авторитетной трибуной, он высказал свое личное неудовлетворение воевать с фашистами на таких тихоходных, фанерно-парусиновых гидросамолетах, как МБР-2.

Мол, на них ворон пугать, и только. «Дайте мне в руки штурвал мощного скоростного бомбардировщика, и тогда я с удовольствием поделюсь своим боевым опытом», – заявил он. Боевые летчики поддержали Акаева. Восхищались смелостью его ударной критики. И удивительно, командование не обиделось, внимательно прислушалось к критике. Тут же ему предложено было поехать в авиашколу, где переучивали летчиков летать на модернизированных ИЛ-2 – двухместных одномоторных штурмовиках с крейсерской скоростью в 400-410 км. в час.

Освоив новую машину, капитан Акаев получил назначение в 35-й штурмовой авиаполк 9 штурмовой авиационной дивизии ВВС Краснознаменного Балтийского флота. С удовольствием и радостью летал он наносить бомбовоштурмовые удары по вражеским железнодорожным станциям, эшелонам, кораблям и пристаням, передовым и тыловым позициям. Он выработал и с успехом применил свой маневр при атаке цели, при выходе из нее и при сборе группы для новых ударов по противнику.

В сентябре 1943 года Акаеву присваивают внеочередное звание «майор» и назначают командиром 35-го штурмового авиаполка. Это было время подготовки наших сухопутных, морских и воздушных сил к решительному прорыву вражеской блокады Ленинграда, к вызволению ленинградцев от мучительной голодной смерти.
Наступление Красной Армии под Ленинградом, задуманное еще в сентябре 1943 года, готовилось тщательно. Советское командование решило осуществить его войсками Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов. Привлекались также Краснознаменный Балтийский фронт, его ВВС и авиация дальнего действия.

Ленинградский фронт и активно поддерживающая его авиация КБФ перешли в наступление 14 января 1944 года, 2-я ударная армия и ВВС КБФ нанесли мощный удар с Ораниенбауманского плацдарма в направлении на Ропшу – мощный опорный пункт противника. Завязались напряженные бои. Гитлеровцы оказали ожесточенное сопротивление. Борьба за каждый опорный пункт требовала огромных усилий и самопожертвования.

…Блокада была разорвана. Здесь и погиб отважный майор Даша Акаев 26 февраля 1944 г.

Подготовил Ваха Автуринский

Источник: www.vesti-respubliki.ru

Источник: ИА "Чеченинфо"
Вернуться назад