Главная > Кавказские абреки > Забыд Берсиров - последний адыгейский абрек

Забыд Берсиров - последний адыгейский абрек


20.-12.-2016, 15:04. Разместил: abrek

Забыд Берсиров - последний адыгейский абрек

В Адыгее до сих пор хранят память об абреке Забыде Берсирове, имя которого гремело в стране Советов. На фронтах первой мировой войны он воевал в составе Черкесской сотни Дикой Дивизии, в которой и удостоился ряда боевых наград..

Закончилась война, в стране настали смутные времена советизации. Беднота, голод, нищета и хаос - вот черты этого времени. Забыд, будучи физически крепким и имея боевой опыт выбрал дорогу абречества. Ради спасения земляков он был готов и к преступлению. Так, в 1933 г. в самый разгар коллективизации, чтобы накормить голодающих, Забыд угнал целый табун лошадей. Для того, чтобы выкрасть лошадь, единомышленники использовали старую уловку абреков - рог. Его набивали требухой и бросали сторожевым псам, и пока собаки пытались достать содержимое, конокрады уводили табун.

Берсиров и его товарищи ухитрялись по несколько раз продавать и угонять одних и тех же коней. Но тогда абреки шли на преступление ради спасения человеческих жизней.

Естественно, не обходилось и без арестов. Абрек отсидел в советских тюрьмах четыре раза.
По окончании Отечественной войны Забыд оказался в розыске за «измену Родине». Более года он скрывался в горах, но был арестован ив очередной раз отсидел 10 лет. После освобождения, ему было временно запрещено селиться в Адыгее и абрек выбрал местом жительства район Очамчиры в Абхазии. В 1960-х годах, Берсиров вернулся в Адыгею, и уже будучи в преклонном возрасте, поселился в ауле Кошехабль.
У Забыда было много детей, но все погибли по разным причинам. В живых остался приемный мальчик, осиротевший во время войны, которого Забыд приютил и воспитал. Именно от этого приемного сына и продолжается род Берсировых. Сам же Забыд умер в преклонном возрасте, опекаемый родственниками. Пооронен в ауле Мамхег.

Героя до сих пор вспоминают в каждом ауле, а еще до сих пор когда где-то украли лошадь в Адыгее вспоминают слова Михаила Лермонтова: золото купит четыре жены, конь же лихой не имеет цены.


Вернуться назад