Главная > Знаменитые чеченцы > Авторханов Абдурахман . ЖЗЛ

Авторханов Абдурахман . ЖЗЛ


11.-01.-2017, 06:00. Разместил: abrek
Авторханов Абдурахман Геназович (1908?—1997) — историк-советолог, писатель, публицист и общественный деятель, доктор политических наук, член Союза Писателей СССР, почётный гражданин Чечено-Ингушетии.

Авторханов с молодости попал в партийную элиту. B 1937 был арестован, подвергался пыткам и имитации расстрела, оправдан судом. Перешел линию фронта с предложением Гитлеру союза с восставшей Чечней. После войны был профессором американской военной академии и председателем её Ученого Совета. Автор ряда книг по истории СССР и его системе управления.

Ранние годы Абдурахмана Авторханова прошли в чеченском ауле Лаха-Неври (Нижний Наур), где он родился. Действительная дата рождения неизвестна. В своих «Мемуарах» он пишет: «…я родился Бог весть когда, что-то между 1908 и 1910 (во время депортации чеченцев Советами аул этот уничтожен)».

Из другого места этих же мемуаров следует, что он родился между серединой 1909 и серединой 1910. Он учился одновременно и в сельской русской (5 классов) и в арабской (мектеб) школах. После окончания школы он мог продолжать образование на месте только в мусульманской духовной семинарии — медресе. Однако, был исключен из медресе за чтение светской литературы. В 1923 убежал из дома в Грозный. Фамилию «Авторханов» он получил при поступлении в Грозненский детский дом. После седьмого класса он поступил в областную партийную школу, где изучал специальные предметы, такие как «партстрой», «хозстрой» и т. д. Обычные школьные дисциплины были на вторых местах. После ее окончания он поступил на рабфак.

В 1927 он вступил в ВКП(б) и, не закончив рабфак, поступил, по рекомендации Чеченской партийной организации, на подготовительные курсы московского Института красной профессуры (ИКП). Институт являлся учебным заведением партии по подготовке высших теоретических кадров и профессоров общественных наук в университетах. В нем выступали с лекциями такие руководители партии и государства как Сталин, Троцкий Зиновьев. Среди преподавателей института были Бухарин, Луначарский, Тарле. Институт закончили такие будущие высшие руководители партии как Суслов, Пономарёв, Поспелов. B институте Авторханов сблизился с кружком сторонников Бухарина, многие из которых тесно лично общались с лидерами «правой оппозиции».

В 1928 он был переведен на второй курс подготовительного отделения ИКП, но, по его словам, разочаровался в политике и захотел получить техническое образование. Кроме того его тянуло домой. Поэтому, он бросил ИКП и вернулся в Грозный на рабфак, который закончил 1929. После окончания рабфака он поступил в Грозненский нефтяной институт, но партийное руководство Чечни не дало ему продолжить образование и мобилизовало на партийную работу.

Старт Авторханова был крутым. Его, как подающего большие надежды чеченца (в тот момент в обкоме чеченцев вообще не было), назначили сразу вторым лицом в тогдашней партийной иерархии Чечни — исполняющим обязанности заведующего организационным отделом Чеченского обкома ВКП(б). (Первым лицом был ответственный секретарь обкома. Авторханов заменял его в период отсутствия). Ho в 1930 назначивший его ответственный секретарь обкома C.A. Хасман был снят и вместо него был назначен новый — Г.M. Кариб (Tовмасян). В соответствии с партийной традицией, новый руководитель приводит свою команду. Авторханов вернулся в Москву на подготовительное отделение ИКП.

В то время он, по его словам, всерьёз воспринимал и верил в многократно высказанную после 1917 позицию Ленина по национальному вопросу, постановления сьездов и пленумов партии, считая, что следует учитывать национальные особенности и не вести единообразную политику на всей территории Советского Союза. Защищая свое понимание официально провозглашенных партией принципов, Авторханов написал в 1930 статью в газете «Правда». Непосредственной причиной для выступления была начавшаяся всеобщая коллективизация сельского хозяйства. По его мнению, действующая тогда Конституция СССР 1924 в компетенцию союзного правительства в Москве относила лишь: внешнюю политику, оборону пути сообщения, связь. Остальные вопросы должны были решаться на местах в соответствии с местными условиями. B статье он критиковал положение в национальных окраинах (в Чечне, по его словам, было лишь 4% грамотных чеченцев), пренебрежительное отношение к местным кадрам (руководство треста «Грознефть», например, считало, что чеченцы избегают настоящего труда, предпочитая работать сторожами) и неподготовленную коллективизацию в национальных районах. Через несколько дней Сталин в докладе на открывшемся съезде ВКП(б) заявил, что партия изменила свою политику и теперь перешла к форсированию коллективизации по всему Советскому Союзу. В результате, статья подверглась резкой критике в «Правде» и Авторханов был вынужден написать письмо в газету с отказом от своей позиции.

Тем не менее, он был исключен из ИКП и перевёден в сектор национальной печати ЦК ВКП(б), а в конце 1930 откомандирован на Кавказ. Работал заведующим отделом народного образования Чеченской автономной области, организовал Чеченский Национальный драматический театр и был назначен его директором. В 1932 был назначен директором Чеченского отделения Партиздата при ЦК ВКП(б). В этот период выходят его книги: «К основным вопросам истории Чечни» (1930), «Краткий историко-культурный и экономический очерк о Чечне» (1931), «Революция и контреволюция в Чечне» (1933), «Обьединение, рождённое революцией» (1934). По утверждению самого автора, эти книги, были любительскими заметками, а не сочинениями профессионального историка, каким Авторханов стал впоследствии. B соавторстве с Х. Яндаровым и А. Мациевым вышла книга «Грамматика чеченского языка», в которой он, по собственному признанию выполнял роль «автора от обкома партии». Его приняли в Союз писателей СССР по секции критики. Он присутствовал на Первом сьезде писателей.

B 1933 он поступил на Курсы марксизма-ленинизма при ЦК ВКП(б) в Москве, а в 1934 вернулся в ИКП. K этому моменту ИКП был разделен на самостоятельные институты по различным направлениям. Он поступил в Исторический ИКП, который закончил в 1937. Одновременно с учебой он был членом пропагандистской группы ЦК ВКП(б). После окончания Института он получил направление на работу в Грозный в распоряжение Чечено-Ингушского обкома ВКП(б).

Арест и тюрьма, вместо работы, ждали возвратившегося из столицы на Родину выпускника привилегированного института.
B ночь c 31 июля на 1 августа 1937 в Чечне было арестовано 14 тыс. человек, или 3% от всего населения республики. Несколько позже, 10 октября 1937 прямо на Пленуме обкома партии были арестованы все (кроме первого секретаря обкома) руководители Чечено-Ингушетии. Вместе с ними был арестован и Авторханов, который только в тот день вернулся из Москвы и получил приглашение на Пленум. Несмотря на то, что все они были арестованы вместе, разным арестованным предъявлялись разные обвинения. Авторханова обвиняли по различным пунктам статьи 58 УК РСФСР — а именно: в измене родине, в участии в подготовке вооруженного восстания, в шпионаже, во вредительстве, в ведении контрреволюционной антисоветской пропаганды, в участии в контрреволюционной организации. По первым четырем обвинениям высшей мерой наказания был расстрел.

Трехлетнее следствие по его делу, сопровождавшееся физическими и психологическими пытками и имитацией расстрела, не смогло доказать состава преступления. 19 марта 1940 суд его оправдал. Однако, НКВД опротестовал приговор и он вышел на свободу лишь 19 мая 1940. Этот приговор вскоре был отменён. В декабре 1940 Авторханова снова арестовали. Новый суд в октябре 1941 приговорил его к 4 годам тюрьмы за «идеологическое вредительство», и постановил выпустить его на свободу немедленно с учетом времени проведенного в заключении. И этот приговор был опротестован. В конце концов он был полностью оправдан Верховным Судом РФССР и вышел на свободу 22 апреля 1942. По словам самого Авторханова после расстрела он дал себе клятву бороться с советской властью всеми возможными способами.

В гитлеровской Германии Авторханов оказался по собственной воле. Он перешел линию фронта и предложил немцам сотрудничество.
В январе 1941 (за полгода до нападения нацистской Германии на СССР) в Чечне началось народное антисоветское восстание. под руководством Хасана Исраилова, друга детства Авторханова. В феврале 1942 Исраилов объединился с руководителем другого восстания Майербеком Шериповым. В результате они полностью контролировали всю горную Чечено-Ингушетию. Руководители восстания планировали распространить его на горные районы Грузии, Дагестана и других кавказских территорий. По личному поручению Берия Авторханов должен был быть направлен к Исраилову с задачей либо убедить сдаться, либо убить его.

Вместо этого Авторханов во второй половине 1942 ушёл в подполье и перешел линию фронта. Он передал немецкому командованию письмо от Исраилова с предложением союза на условиях будущей независимости Чечни. Германское командование предложение союза отвергло, мотивируя это тем, что оно не нуждается в союзниках, а самого Авторханова направили на работу в отдел пропаганды Кавказского фронта. Вскоре (в январе 1943), он переехал в Берлин, пытаясь добиться понимания немцами проблем Кавказа. Немцы интереса к сотрудничеству не проявляли, но зачислили его в штат учреждения, где, по его словам, получали зарплату многие русские эмигранты различных профессий от артистов цирка до журналистов. Его работа заключалась в том, что он готовил политические и исторические обзоры по Кавказу. Кроме того он сотрудничал в русской периодике в Германии и стал членом Северокавказского Национального комитета (вышел из него в 1944).

В апреле 1945 Авторханов покинул Берлин и пробрался в американскую зону оккупации. Совместно с бандеровской организацией «Антибольшевистский блок народов» издавал журнал на русском языке «Набат», где под псевдонимом Суровцев поместил серию статей «Философия тирании»; публиковался в русском эмигрантском журнале «Посев», издаваемым Народно-трудовым союзом российских солидаристов и (на немецком языке) в газете «Neue Zeitung», издаваемой американской военной администрацией.

В 1948 он прочёл цикл лекций о Советском Союзе в военной академии, которая впоследствии стала называться «Русским Институтом армии США» (U.S. Army Russian Institute) в Гармише (Германия). На следующий год он был зачислен в её штат. Авторханов проработал там до ухода на пенсию в 1979 году. Он преподавал политическую историю России и СССР в XIX—XX веках, историю и организацию КПСС, идеологию и доктрину советского коммунизма, заведовал кафедрой политических наук и был председателем Академического Совета института. За многолетнюю работу в американской армии награжден медалью.

Этот период был наиболее продуктивным в творчестве Авторханова. Он стал одним из самых активных и продуктивных советологов. В 1950 он был в числе основателей «Института по изучению истории и культуры СССР» в Мюнхене a также Северокавказского антибольшевистского национального объединения и его журнала «Свободный Кавказ». Он активно участвовал в создании радио «Освобождение» [36], (впоследствии — Радио «Свобода»), был организатором ее Северокавказской редакции. Ha русском отделении Радио «Свобода» он читал курсы радиолекций «История культа личности», «История партии как она была», вёл раздел «Партия сегодня».

В 1950 в еженедельнике «Посев» под псевдонимом Александр Уралов была напечатана его книга «Покорение партии». Эта книга переведенная на французский язык вышла в 1951 под названием «Staline au pouvoir» («Сталин во власти»). Она стала бестселлером. Впоследствии, книга была переведена на английский, итальянский и испанский языки. Её цитировали такие известные советологи как Збигнев Бжезинский, Милован Джилас, Борис Суварин, Роберт Конквест и др.

В 1959 выходит первым изданием его наиболее популярная в СССР книга «Технология власти». (Переиздана в 1976 вторым дополненным изданием). В 1966 на английском языке выходит его монография The Communist Party Apparatus, а в 1973 — книга «Происхождение партократии» В 1976 опубликована книга «Загадка смерти Сталина: заговор Берия».

В своем выступлении на радио в 1991, опубликованном (с сокращениями) в «Литературной газете», он обратился к чеченскому народу и президенту Дудаеву. В своем обращении Авторханов призвал искать мирные пути к независимости Чечни и договариваться с демократической Россией. Он также призывал не поддаваться провокациям сторонников старого режима, разжигающих рознь между кавказскими народами.

В октябре 1992 Дудаев посетил его в Германии. К этому времени, под воздействием происходивших на Кавказе событий Авторханов пришел к выводу, что Чечня не получит освобождения и через освобождение России. В августе и октябре 1994 он обращается к Ельцину и Дудаеву соответственно. Он призвал Ельцина остановить движение к войне, которая не нужна ни России ни Кавказу и встретиться с Дудаевым. В обращении к Дудаеву он предостерегал против объявления газавата (священной войны) России так как «объявила войну не Россия, а московская великодержавная клика, которая … находится в необъявленной войне со своим собственным народом». Обращаясь к лидерам чеченской оппозиции, он заявил, что поддерживает существование оппозиции с альтернативными программами. Но вооруженная оппозиция является не оппозицией, а бандой.

Умер А. Авторханов в 1997 г.

Источник: ИА "Чеченинфо"
Вернуться назад