Главная > Знаменитые чеченцы > ЖЗЛ. Асет Исаева - легенда чеченского театра

ЖЗЛ. Асет Исаева - легенда чеченского театра


11.-01.-2017, 04:30. Разместил: abrek
Вся жизнь ее - театр
В середине прошлого века яркий самобытный талант одной из ведущих актрис драматического театра, народной артистки ЧИ-АССР Асет Исаевой завораживал зрителя. Хава - в «Золотом озере», Белила - в «Красной крепости», Лайла - в «Семье Чабана», Жанетта - в «Свекрови», Смеральдина -в «Слуге двух господ» - вот далеко неполный перечень ее героинь. Многим она запомнилась в роли Маймы из легендарной пьесы Абдулы Хамидова «Бож-Али», которую автор написал специально для А. Исаевой.
Асет Исаева родилась в Грозном 5 сентября 1915 года. В семье их было четверо детей. Отец умер, когда дети были совсем маленькими, а вскоре они лишились и матери: родственники выдали мать замуж, а детей определили в приют. Спустя несколько лет, Асет пошла на курсы кройки и шитья, а затем поступила в советскую партийную школу. В 1931-м году, узнав о вновь созданной национальной театральной студии, она решила стать актрисой. Ее приняли сразу. Директором студии тогда был Сайд Бадуев. Здесь же она встретила мужчину, с которым решила связать свою судьбу. Это был младший брат Сайда Бадуева Мовждин. Асет было тогда 15, он - на 2 года старше. Они поженились против воли родственников жениха.
Окончив студию, Асет и ее супруг вошли в состав труппы Чечено-Ингушского театра. Скоро у них родились две дочери: Тамара и Раиса. Жизнь обрела смысл, работа приносила радость. Еще до выселения супруги были удостоены почетного звания народных артистов ЧИАССР. Но грянул 1944-й...
Артистов выселяли вместе с театром. Так случилось, что Асет поехала в ссылку с матерью, сестрой и дочерьми. О судьбе мужа она ничего не знала. А он в это время находился за тысячи километров со своими родственниками. Асет понимала, что его родители только рады тому, что она ушла из жизни их сына, и потому не предприняла попыток разыскать мужа. Они жили в Узбекистане, в поселке Аурахмат. Чтобы прокормить семью, актрисе приходилось с утра до вечера трудиться чернорабочей на комбинате. Скоро она перевезла семью в Чимкент, а спустя время, Асет узнала из письма, что муж вместе с родными находится в Казахстане в местечке Мерке. Она показала письмо дочерям и сказала, что они уже взрослые и должны жить с отцом. Но на своем семейном совете Бадуевы решили иначе: девочек (школьниц) выдать замуж, а Асет отправить обратно. Однако девушки отстояли свое право жить с матерью...
Асет устроилась работать на лесопилку, потом перешла на консервный завод, а в свободное от работы и учебы время с дочерьми строила маленький домик рядом с домом отца девочек. А по ночам Асет плакала в подушку, боясь, что у нее отнимут детей. В 1956 году она получила письмо от Абдулы Хамидова с приглашением на сборы в Алма-Ату и поехала на встречу. Сияющая, она вернулась домой с хорошей новостью: артистам в числе первых разрешили вернуться домой на Кавказ. Оставив недостроенный дом, женщины вместе с ансамблем песни и танца, созданным Хамидовым, вернулись в Грозный. Два отреза и часы на запястьях дочерей - вот и все их богатство. Асет попросила худрука А. Халебского взять в ансамбль ее дочерей. А через два месяца они поступили в театральный институт и уехали в Ленинград.
После 13-летнего перерыва возобновил свою работу Чечено-Ингушский театр. Асет Исаева с жадностью окунулась в этот мир, в котором познала любовь, отчаяние, страх, боль разлуки. Не получившая не только театрального, но и среднего образования, она стала самой яркой и характерной актрисой чеченского театра. Для нее не было ничего невозможного. Она не подчинялась законам сценического искусства, но подчиняла их себе. Когда Асет выходила на сцену, зал приветствовал ее стоя. Это было признание. Но мало кто из поклонников ее таланта догадывался, что она еле сводит концы с концами, откладывая свою скудную зарплату для своих дочерей-студенток...
Роль Жанетты в «Свекрови» принесла ей небывалый успех. Асет не играла, она проживала эту роль на сцене. И этому нельзя научиться.
Обладая прекрасной памятью, она никогда не зубрила роль. Казалось, что ей все дается легко, но за этим скрывался огромный душевный труд. Она максимально отдавала себя каждой роли, пропуская через свою душу все эмоции, переживания, порывы. Не всем артистам это дано. Диапазон ее ролей был необычайно широк: от комедийных до глубоких и трагических. Вмещая в своей огромной душе черты и характеры сыгранных ею персонажей разного возраста и национальностей, она была органична как играя в пьесах современных чеченских и ингушских авторов, так и в постановках по русской и западноевропейской классике, а это произведения А. Островского и пьесы Г. Лорки, Гольдони, Шиллера, Мольера.
Исаева была разноплановой и живой актрисой. В пьесе Сайда Чах-киева «Когда гибнут сыновья» Асет играла мать, которая похоронила семерых сыновей. В конце спектакля она обращалась к залу с мольбой занять место погибших. И тогда зал вставал. После этой роли она долго болела. Ей советовали беречь себя на сцене, но она не могла себе этого позволить - это была ее жизнь. Однажды ее сердце не выдержало - врачи констатировали инфаркт. Но вскоре она снова выходит на сцену, ведь театр был для нее родным домом.
А в 1971-м году ей предложили уйти на пенсию. 4 марта в театре был выездной спектакль «Бож-Али». Когда она пришла на работу, ей сказали, что на время оформления пенсии она отправлена в отпуск, а ее роль будет играть другая актриса. В тот же вечер у Асет случился второй инфаркт, а на следующий день ее не стало. Ей было всего 55 лет...

Источник: ИА "Чеченинфо"
Вернуться назад